Упор лежа и быстрые шахматы. «Фонтанка» подсмотрела, как президента в Петербурге слушали люди и не слушались роботы.
Под сдержанное «Папа Вова едет» автомобилистов Владимир Путин пронесся по Петербургу, попутно проведя сеанс одновременной игры с корабелами трех городов, поменяв адрес для Верховного суда и расписавшись на России.
Всех посетителей «Северной верфи» 23 апреля встречали группы поливальных машин, граничащая со стерильностью чистота и сотрудники ФСО на проходной. За ней и вовсе открывалось царство белоснежных бордюров. Марафет отчаянно продолжали наводить буквально за час до приезда президента — прямо перед автобусами с журналистами рабочие отмывали, кажется, вековую пыль с окон зданий вдоль заводских дорожек. Даже в туалетах, за углом от красной дорожки, красовались лозунги: «Путин — герой нашего времени», «Путин — самый крутой» – их убрать то ли забыли, то ли не решились.
Непосредственно у корпусов будущих фрегатов Путина ждали юнармейцы, ветераны флота и рабочие в чистеньких робах, уже выстроенные в шеренги. Глядя на картинку видеосвязи из северодвинского «Севмаша» и калининградского «Янтаря», можно было быть уверенным — там делают то же самое.
Изначально объявили, что президент появится в 13 часов, однако лишь ближе к 15 часам в зал заехал черный лимузин, не «Кортеж», а Mercedes. Путин быстро прошёл на сцену и поздравил судостроителей с «целым созвездием ярких событий». И они стартовали с космической скоростью.
Путин поучаствовал в закладке двух новых фрегатов «Адмирал Амелько» и «Адмирал Чичагов» в Петербурге. Закладную доску на первый он установил сам, на второй её поставили министр обороны Сергей Шойгу, вице-премьер Юрий Борисов и министр промышленности Денис Мантуров.
Тут же, не сходя с места, глава государства по видеосвязи спустил в Северодвинске на воду атомную подлодку «Белгород» – первый носитель неуязвимых беспилотников с ядерными зарядами «Посейдон», которые он демонстрировал перед Федеральным собранием год назад. И также дистанционно поучаствовал в начале строительства двух больших десантных кораблей в Калининграде.
В процессе к президенту на сцену поднялся Герой России, контр-адмирал Всеволод Хмыров, в прошлом один из старейших городских чиновников – возглавлявший до 2011 года Управление по переработке отходов. Он был доверенным лицом Путина на выборах 2012 года и о чем-то в процессе мероприятия с ним весело переговаривался.
– Рассчитываю, что намеченные сроки строительства будут, безусловно, выдержаны. Это принципиально важно для выполнения масштабных планов укрепления флота, для надежной обороны морских рубежей России, защиты наших интересов в мировом океане, причем как в ближней, так и в дальней морских зонах, – заявил в конце президент.
И пошёл в народ. Минутку поговорил с одной группой рабочих «Северной верфи», а затем чуть больше времени посвятил другой — расписывался на касках. В ответ сотрудники предприятия подарили на память о церемонии закладки модель одного из фрегатов. После этого Путин стремительно сел в машину, а вскоре над головами заводчан уже пронеслись вертолеты. «Отстрелялись? Пойдем таблички снимать!» – шутили между собой выходящие из цехов.
В новом здании Суворовского училища на Московском проспекте президента ждали давно, внутри было по-армейски прибрано и чисто. Настолько чисто, что журналистов сразу предупредили: «По коврам не ходить!». C учетом недавней истории с «нелицензионным» паркетом подумалось, что полы в этом учреждении – вообще больная тема. Сопровождать президента на всем пути следования разрешили лишь избранным, остальных провели по маршруту загодя, оставляя видеокамеры за собой, как хлебные крошки. Со стен глядели портреты маршалов разных лет; компанию им составляли картины, написанные явно недавно: «Разговор в Тамдоре» (сирийская провинция. — Прим.ред.), «Российский ас», а также, неожиданно, меланхолические виды полустанков из окна поезда-музея «Сирийский перелом», который прибудет в Петербург в среду, 24 апреля. В программе были библиотека, шахматный клуб, спорткомплекс и залы авиамоделирования и информатики.
В шахматном клубе с практически ильфо-петровским названием «Ход конем» курсанты сгрудились у одной доски — вскоре стало понятно, почему. Они по очереди присаживались играть против чемпиона мира по быстрым шахматам и одного из лучших гроссмейстеров мира Сергея Карякина, тоже доверенного лица Путина, но в 2018-м. Пятикратная фора по времени предсказуемо не помогала. Рядом один из преподавателей наставлял курсанта, которому предстояло провести президенту экскурсию по клубу: «У него взгляд такой сильный, но ты смотри ему в глаза, лицо держи». Парень с готовностью кивал, в глазах читалось «легко сказать». «Только не поворачивайся к нему спиной», – как родного, напоследок предостерег курсанта старший и приказал всем рассаживаться за доски как бы для сеанса одновременной игры Карякина.
Уровень доверия к верховному главнокомандующему в стенах училища зашкаливает, так что курсант все же повернулся к нему спиной и был прав — ничего не случилось. Путин оперативно осмотрел копии исторических шахматных наборов; а суворовец, не запнувшись, изложил историческую ретроспективу в шахматном же контексте, от Петра I и дальше вплоть до — а как же иначе — шахмат, привезенных из Сирии. Задерживаться президент не стал, лишь пообещал дослать сюда еще шахмат и поблагодарил всех, включая Карякина, который как-то помолодел практически до возраста суворовцев и отличался от них в основном гражданской одеждой.
В зале информатики один из курсантов командовал двум роботам, которых сам же и разработал: «воинское приветствие» (роботы отдавали честь), «принять упор лежа» (роботы отжимались). Рядом еще один суворовец, волнуясь, репетировал речь и презентацию аппарата для минирования. «Никто тебя не укусит», – успокаивал преподаватель. Потом что-то прикинул и уточнил: «Судя по тому, как работает охрана, сначала тебя оботрут чем-нибудь, и только потом укусят». За минуту до прихода главы государства увидевший делегацию подросток разочаровано выдохнул: «Так там нет Путина...». Было видно, что меньше, чем на президента, после всех переживаний он не согласен. И вновь худшие ожидания не подтвердились: Путин появился, никто не кусался.
Президенту показали разработки учеников и рассказали о военных технологиях будущего, вроде экзоскелета. Чуть подвели роботы, точнее, один из них. Отжиматься он был готов, все-таки военное училище. Но унизительную команду встать на голову в присутствии президента исполнять не захотел – пришлось натурально отвесить машине подзатыльник. В логике мероприятия этому быстро нашли объяснение: дело вовсе не в руководстве. «Зависит это не от программирования, а от самих роботов, – объяснил «Фонтанке» учитель информатики этот демократический принцип. – Поздно пришла команда». Роботы выглядели виноватыми.
Следующим пунктом у Путина значилось заседание попечительского совета Русского географического общества. Однако еще по пути туда президент успел дать добро на создание арт-парка вместо Судебного квартала, чей проект так и не прижился на проспекте Добролюбова. В РГО Путина снова ждала необходимость расписываться: в этот раз не на каске, а на глобусе русского первенства. Гадать, какую часть суши для этого выбрал президент, не приходится; страна большая, на России места еще полно, хотя ранее глобус подписывали 9 россиян в диапазоне от Валентины Матвиенко до Федора Конюхова. Все как-то полнилось символизмом. Даже поднятая со дна фаянсовая посуда XIX века, которую показали Путину, обещала равно скорую разрядку и охлаждение с западными партнерами: предположительно, затонувший с ней корабль был первой ласточкой возобновления торговли с Великобританией после Крымской войны.
Владимир Путин проведет в Петербурге еще один день. Предполагается, что 24 апреля он встретится с членами Совета законодателей в Таврическом дворце Санкт-Петербурга и даст старт первой отгрузке СПГ на новом заводе по производству сжиженного природного газа в городе Высоцке.
Николай Кудин, Илья Казаков, «Фонтанка.ру»