Менеджмент петербургской подземки годами переплачивает за детали для ремонта подвижного состава. «Фонтанка» изучила закупки предприятия и увидела, что цены на запчасти для Москвы и Петербурга могут отличаться и в шесть раз.
30 апреля ГУП «Петербургский метрополитен» подведет итог очередного конкурса на поставку запчастей для ремонта подвижного состава. На кону два лота на общую сумму 243 млн рублей. В декабре 2018 года такие же детали, которые сейчас покупает «Петербургский метрополитен», приобрела московская подземка. Отличие только в ценах – московский бюджет потратил на запчасти для поездов в 2 – 6 раз меньше денег, чем собирается потратить петербургский. Среди зарабатывающих – члены ассоциации, которой руководят бывшие сотрудники «Петербургского метрополитена».
В числе запчастей, которые вот-вот закупит «Петербургский метрополитен», есть позиция «Вставка 1.7030.31.36.119.00». Предприятие готово довольствоваться ценой в 1377 рублей за единицу. Всего таких требуется 4142 штуки, а это значит, что их общая стоимость, по версии метрополитена, – 5,7 млн рублей. Любопытно, что «Московский метрополитен» в декабре 2018 года приобрел 120 абсолютно таких же «Вставок» 1.7030.31.36.119.00» по цене 261 рубль, то есть более чем в пять раз дешевле.
Можно было бы списать подобное расхождение на какую-то единичную ошибку, однако ситуация полностью повторяется в случае с «пружиной фиксатора 1.7030.31.41.116.20». «Петербургский метрополитен» покупает 1012 таких по 1128 рублей за штуку, в то время как коллеги из Москвы взяли 96 точно таких же пружин по 193 рубля за единицу.
Только в одном конкурсе корреспондент «Фонтанки» насчитал 17 различных наименований, которые госпредприятию из Петербурга обойдутся в разы дороже, чем «Московскому метрополитену». Если бы максимальная цена по этой закупке высчитывалась по тем же ценам, что и у москвичей, то она была бы на 33 млн рублей меньше.
Завышенные цены «Фонтанка» нашла не только в активной закупке, но и в уже завершенных.
Так, например, в 2014 году ГУП «Петербургский метрополитен» приобрел у компании «Технологии метро» 276 шкворневых балок по цене 611 тысяч рублей за каждую. Спустя 4 года случилось небольшое экономическое чудо, и уже 144 такие вещицы предприятие купило по 420 тысяч рублей за балку у компании «Техномаш».
Еще больше сотни закупок запчастей и деталей «Петербургского метрополитена» оказалось попросту невозможно проверить – все процедуры проходили по 223-му федеральному закону, который не обязывает публиковать договоры в открытом доступе. В то же время та документация, что размещена, не содержит цен конкретных товаров, известна лишь их общая стоимость. В то же время ГУП «Московский метрополитен» в своих закупках публикует все возможные сведения.
Ради кого банкет
Большая часть договоров и контрактов, связанных с поставкой запчастей и деталей для ремонта, достается компаниям, которые являются членами ассоциации «Инновационно-промышленный кластер транспортного машиностроения «Метрополитены и железнодорожная техника». Среди основателей организации значатся четыре компании. Две из них являются крупнейшими поставщикам комплектующих для ремонта вагонов. Это фирмы «Метродеталь» и «НПЦ «Система». База данных СПАРК знает, что «Метродеталь» с 2013 года выиграла более 50 договоров общей стоимостью более 3,5 млрд рублей. С «Системой» с 2015 года ГУП «Петербургский метрополитен» заключил лишь 4 соглашения, но их общая сумма составляет практически 1,5 млрд рублей.
Еще одним крупнейшим поставщиком запасных запчастей для ГУП «Петербургский метрополитен» является компания «ИПО «Юпитер», которой владеет Юрий Прокопов. Он до 2017 года был исполнительным директором ассоциации. С его фирмой с 2013 года госпредприятие заключило 81 контракт на общую сумму 2 млрд рублей. Подавляющее большинство подписаны в те годы, когда Прокопов был руководителем ассоциации. Его бывшая компания «ЛСК-С» также является одним из учредителей инновационно-промышленного кластера транспортного машиностроения «Метрополитены и железнодорожная техника».
Больше всего бюджетных денег досталось членам этой ассоциации в 2016 году. «Фонтанка» проанализировала 89 закупочных процедур ГУП «Петербургский метрополитен», заключенных до этой временной отметки, – в 73 участвовали только члены объединения. Средний процент снижения стоимости контракта составил лишь 2%. Еще в 16 конкурсах, где участвовали сторонние игроки, в среднем экономия составила 17%. В результате 89 процедур было разыграно соглашений на общую сумму 5 млрд рублей. В итоге с членами ассоциации было подписано 82 контракта.
C января 2017 года количество закупок запасных частей для ремонта подвижного состава значительно уменьшается, а большая часть тех, что проходит, регулируется 44-ФЗ, что связано с тем, что предприятие закупается уже не из собственных средств, а из государственных субсидий. «Фонтанка» обнаружила лишь 8 закупок деталей на 59 млн рублей, в которых поучаствовали члены ассоциации. При этом победа была лишь в одном случае со снижением в 18%.
К осени 2018 года метрополитен вернулся к закупкам запчастей по 223-ФЗ. С ноября прошлого года до настоящего времени прошло 6 процедур, в которых участвовали члены инновационно-промышленного кластера транспортного машиностроения «Метрополитены и железнодорожная техника». В каждой закупке наблюдалась ожесточенная конкуренция. Её итогом стало то, что процент снижения превысил планку в 20%.
Любопытно, что после этих конкурсов ГУП в феврале 2019 года «Петербургский метрополитен» в очередной закупке механических запасных частей для подвижного состава на 100 млн рублей уменьшил значимость критерия «ценовое предложение». Вес критерия опустился с 80% до 60%. Зато с 14 до 30% увеличилась значимость «квалификации», которая складывается из объемов прошлых поставок и количества договоров. При этом в документации наблюдалось очень характерное изменение формулировок.
На протяжении многих лет в закупках стандартно использовалась формулировка «подписанные договоры за последние 5 лет». А в этом конкурсе она выглядит так: «исполненные договоры за последние 5 лет». Изменение одного слова позволило выиграть договор на 101 млн рублей компании «НПЦ «Система» – она набрала на 7 баллов больше, чем конкурент, предложивший цену на 7% ниже.
В петербургском УФАС, которое занимается контролем госзакупок, рассказали, что только в 2019 году на конкурсы ГУП «Петербургский метрополитен», проводимые по 223-ФЗ, поступило 62 жалобы. В то же время неофициально собеседники нашего издания в антимонопольных кругах утверждают, что у госпредприятия статус сложного заказчика, непрозрачность закупок которого годами вызывает неудовольствие. На запрос «Фонтанки» в ГУП «Петербургский метрополитен» на момент публикации не ответили.
Михаил Грачев,
«Фонтанка.ру»