Следствие по загрязнению реки Новая оператором Пулково перешло на личности и их имущество. Компания договаривается с Водоканалом, но не с чиновниками.
О том, что запах от реки Новой дошел до высоких этажей силовых структур, говорит уровень не только подозреваемых, но и подозревающих. 25 апреля с жителями Ульянки приехал поговорить генерал-лейтенант Сергей Сазин, глава Северо-Западного следственного управления на транспорте СК РФ. Приехал, что называется, на место преступления: разговор шел в 223-й школе на Стойкости, до реки Новой рукой подать. Впрочем, активистов группы «Ульянка Экология», которые «качали» тему Новой с самого начала, генеральскими погонами теперь удивить сложно: на прошлых выходных их принимал чуткий к резонансным сюжетам глава Следкома Александр Бастрыкин; именно по его указанию и была проведена новая встреча.
Судить о содержании беседы можно только со слов участников. Как рассказал «Фонтанке» руководитель группы Павел Брагин, против видеозаписи происходящего неожиданно высказались представители муниципалитета, а для того, чтобы «зарубить» видеофиксацию, достаточно одного несогласного. По словам Брагина, Сазин рассказал присутствующим об уголовном деле в отношении гендиректора «Воздушных ворот Северной столицы» Владимира Якушева и пообещал установить всех виновных в загрязнении Сбросного (Нового) канала и реки Новая. Устанавливать будет не один: генерал-лейтенант анонсировал еще одну встречу, на этот раз с участием Росприроднадзора, комитета по природопользованию, Водоканала, природоохранной прокуратуры и опять же группы «Ульянка Экология».
«Фонтанка» подробно рассказывала о том, как начавшаяся прошлой весной с запаха и продолженная безвременной кончиной уток история привела к возбуждению уголовного дела по статье 247 УК – «Нарушение правил обращения экологически опасных веществ и отходов». Оператор Пулково признал, что зимой использовал повышенное количество антиобледенительной жидкости для обработки самолетов, а стоки аэропорта уходят через очистные сооружения в Новый канал и затем в одноименную реку. Да и что тут было не признавать: анализы показали, что этилового спирта в реке нашлось в 5400 раз больше нормы, этиленгликоля (как раз антиобледенитель) – в 640 раз.
О предыдущей встрече со следственной группой «Фонтанка» рассказывала на прошлой неделе: тогда несколько ошеломленным правоохранителям пришлось лично принять 50 жителей района и оформить более 300 заявлений. К тому времени дело по 247-й статье, да еще и «по факту» нарушения обрело новую квалификацию и конкретного обвиняемого – гендиректора ВВСС Владимира Якушева, который подозревается в нарушении правил охраны окружающей среды при производстве работ (статья 246 УК). На данный момент он является единственным фигурантом дела. По данным «Фонтанки», служебный энтузиазм привел к несвойственным в подобных случаях шагам следствия: оно подавало ходатайство в суд о наложении ареста на имущество Якушева. Суд вздрогнул и отказал.
Дозвониться до Якушева не удалось, но уже известно, что скоро он покинет компанию: «Фонтанка» писала, что последний день его работы — 11 мая, затем Якушева сменит топ-менеджер холдинга «Базовый элемент» Леонид Сергеев.
Однако что при Якушеве, что без него вопросы стоков необходимо решать, очистные сооружения аэропорта явно не предназначены для того, чтобы через них пропускать лошадиные порции этиленгликоля. Ранее сообщалось, что ВВСС пытается в досудебном порядке решить вопрос с IC ICTAS — ASTALDI INSAAT ANONIM SIRKETI — подрядчиком по строительству очистных. Альтернатива — суд, причем Лондонский, так как договор регулируется нормами международного права. По данным «Фонтанки», второй вариант на данный момент более вероятен.
Оператор аэропорта сообщает, что получил разрешение на присоединение со стороны «Водоканала Санкт-Петербурга» и начал реализовать проект по отведению сточных вод в общегородскую канализацию. ВВСС наметили план строительно-монтажных работ, подписали договоры с подрядчиками на разработку документации и выполнение работ. Один — с компанией «Нордстрой» Константина Чечеткина. Другой — с ООО «Градисс»; оно уже работало с ВВСС, чистило водосточно-дренажную сеть от иловых отложений, ремонтировало канализацию.
Кроме того, заключено допсоглашение к договору с самим Водоканалом: до того, как будут построены новые очистные сооружения, аэропорт сможет сбрасывать 4 тысячи кубов в сутки в канализационную камеру на улице Пилотов. Но требуется выполнить ряд технических условий: разделить поверхностный сток, который пойдет в канализацию, и антифриз; обеспечить утилизацию антиобледенительной жидкости; поставить дополнительное оборудование на трубопроводе (задвижки и расходомеры). Когда же у аэропорта появятся нормальные очистные на постоянной основе, всю эту «времянку» заглушат и разберут.
Согласно схеме, выпуски № 2 и 3 в канал будут закрыты, закончить реализацию предполагается до августа. Однако собеседники в комитете по природопользованию, скорее, удивляются проекту, ведь их требования мало отличаются от водоканальских. И если бы ВВСС действительно могли отделить поверхностные сточные воды от противообледенителя, который целиком бы собирался пылесосами и утилизировался, то ничего не мешало бы продолжать сброс через существующие очистные сооружения в канал.
Пока же чиновники стремятся закупорить Пулково через суды. В начале апреля арбитраж объединил два иска: одним Росприроднадзор требует прекратить слив сточных вод в канал; другим комитет пытается лишить ВВСС права пользования каналом. В тот же самый день, когда генерал Сазин грозил виновникам возмездием, суд в более мирной обстановке выслушивал позицию истцов. Те никакой положительной динамики в состоянии реки не видят. Осенью показалось, что ситуация налаживается и пробы не показывали критических превышений по химикатам, но итоги первого квартала 2019 года, на который выпали морозы, в очередной раз ошеломляют. Если превышение по этиленгликолю составляло от 32 до 150 раз по отношению к предельно допустимым нормам, то по этанолу — от 1 500 до 6 700 раз. В комитете утверждают, что показатели по этим веществам могут сильно колебаться, так как этанол является одной из производных попадания антифриза в воду.
Арбитраж в очередной раз отложил дело — до 23 мая. При этом ВВСС просили и вовсе приостановить рассмотрение — до тех пор, пока не решится другое дело. Речь идет об августовском постановлении Росприроднадзора, которым ведомство привлекало компанию к административной ответственности. ВВСС решили обжаловать его: дело лежит в Красносельском районном суде, до сих пор не рассмотрено. Там же почему-то несколько месяцев без движения покоятся еще четыре жалобы ВВСС на постановления комитета по природопользованию по четырем статьям главы 8 КоАП (административные правонарушения в области охраны окружающей среды и природопользования). Они даже не назначены к рассмотрению.
Кроме того, на 22 мая отложено еще одно дело в арбитраже: Росприроднадзор пытается взыскать с «Воздушных ворот Северной столицы» 162 млн рублей — в такую сумму оценен нанесенный сбросом ущерб.
Николай Кудин,
«Фонтанка.ру»