Оператор порта Выборг «Порт Логистик» планирует регулярное скоростное сообщение между Выборгом и Коткой в 2020 году. Конкурировать с автомобилями будет сложно, а вот финские турфирмы - за такой маршрут. Инвестор-партнёр, однако, пока не найден.
ООО «Порт Логистик», которое с октября 2019 года берет в долгосрочную аренду у ФГУП «Росморпорт» пассажирские причалы, намерен организовать сезонное скоростное регулярное паромное сообщение между Выборгом и Коткой в 2020 году. Планируемый пассажиропоток на этом направлении — 30 тысяч человек в год. Об этом «Фонтанке» рассказала гендиректор ООО «Порт Логистик» Ольга Ансберг.
«Сейчас ведутся подготовка к навигации 2020 года между двумя портами и поиск стратегического инвестора-партнера – оператора флота или судовладельца, – говорит Ансберг. – Для скоростного движения дважды в день потребуется одно судно, для четырёх раз в день – два, если не скоростное — то тоже одно или два, но с меньшей частотой. Зависит от спроса на расписание. На судне типа "Метеор" время в пути составит час сорок, возможно, чуть больше из-за снижения скорости на сложных участках фарватера».
Чтобы увеличить пассажиропоток, «Порт Логистик» хочет объединить компании, работающие в туристической сфере. Для этого она запустила проект по развитию морского бренда Выборга «Королевская Гавань».
«Начнём с сезонного [сообщения] и будем двигаться к круглогодичному (для него уже понадобятся суда ледового класса. – Прим. ред.). Главное – создать предпосылки для обеспечения загрузки парома. Для этого нужно плотно работать вместе с городом и выборгскими предпринимателями. У нас есть план поэтапного увеличения пассажиропотока, но всё зависит от развития туристического потенциала», – говорит Ансберг.
Ранее компания также сообщала о планах на морское скоростное сообщение с Петербургом.
За прошлый год Выборг посетили 744 тыс. туристов, из них 50 тыс. иностранцев, в том числе около 17 тыс. круизных пассажиров. В Выборг регулярно с мая по сентябрь ходит только одно круизное судно – теплоход «Карелия» вместимостью около 200 пассажиров. Оно летом курсирует по Сайменскому каналу из Лаппеенранты, а финны пользуются 72-часовым «безвизом».
По данным ФГКУ «Росгранстрой», проектная пропускная способность пункта пропуска составляет 6 000 человек в месяц, фактическая – 25 000 в год.
Проект пассажирского сообщения Выборг – Котка разрабатывается, исходя из существующих навигационных условий, поэтому подходные пути углублять не потребуется. Но нужна будет модернизация всей пассажирской составляющей порта, включая реконструкцию пункта пропуска.
Как сообщили «Фонтанке» в ФГКУ «Росгранстрой», для запуска сообщения нужно будет дооснащать пункт пропуска: установить дополнительные кабины для погранконтроля, системы комплексной безопасности, помещения, оборудование для таможни. Поскольку финансирование частное, в ведомстве «готовы оказать необходимое содействие в реализации данного проекта».
«"Порт Логистик" заинтересован в том, чтобы модернизировать инфраструктуру до необходимого объёма. Учитывая то, что инвестором выступит оператор порта, вероятность реализации проекта высокая», – считает замдиректора Санкт-Петербургского филиала ФГКУ «Росгранстрой» Дмитрий Ваньчков.
Кроме того, ФГКУ «Росгранстрой» уже закупило для пунктов пропуска, в том числе порта Выборг, дорогостоящую систему паспортного контроля для пограничников, ГС МИР. Это серверы, программное обеспечение, АРМ для ПУ ФСБ. В мае начинаются работы по ее монтажу.
Размер планируемых инвестиций в развитие порта и запуск пассажирского сообщения в «Порт Логистик» не раскрывают.
По оценкам источника, близко знакомого с работой порта Выборг, на первом этапе необходимо будет вложить 40–50 млн рублей. А в дальнейшем, если реконструировать здание вокзала для приёма пассажиров, – еще столько же. По мнению нашего собеседника, это экономически целесообразно, если сообщение будет круглогодичным.
Скорость VS круизы
В 2005 году скоростное морское пассажирское сообщение в Котку из Петербурга запустила ГК «Элиен», но проект продержался лишь сезон: по словам бизнесмена Алексея Гаккеля, бывшего председателя совета директоров ГК «Элиен», потому, что «Капитан Корсак», рассчитанный на 108 посадочных мест, оказался недостаточно мощным для морских условий — получалось большое ограничение по погоде.
С технической точки зрения, считает Гаккель, на маршрут Выборг — Котка могло бы подойти судно «Комета 120», стоимость которого составляет примерно 2 млн евро (тридцатилетняя «Комета» может обойтись в 30 раз дешевле). Упомянутый «Метеор» – это речной теплоход, а не морской. Однако морские скоростные пассажирские перевозки, которые дублируют автомобильный маршрут, с коммерческой точки зрения непривлекательны, уверен Гаккель.
«Ни финны, ни норвежцы скоростные суда вдоль берега не пускают, на них они пересекают фьорды, заливы, а вдоль ходят только круизные суда, – говорит бизнесмен. – Я не думаю, что на этом проекте можно заработать, возможно, понадобятся государственные дотации. Он кажется реалистичным только в летний период, когда есть люди, которые хотят быстро пересечь границу и не стоять в пробках. Но на автомобиле в любом случае добираться будет дешевле».
У финнов интерес к такому туристическому направлению, как Выборг, и водному сообщению с ним, безусловно, есть, убеждён Петер Холст, генеральный директор компании Lahialuematkat, одной из крупнейших в Финляндии по продаже пакетных туров в Россию. Однако, по его мнению, потенциал больше у круизных, нежели скоростных судов, и в идеале маршрут должен проходить через острова, которые на данный момент являются закрытой пограничной зоной.
«Финнам это интересно. Главный плюс в том, что круизные туристы могут на 72 часа приехать в Россию без визы. Уже есть круиз из Лаппеенранты, но канал есть канал, там смотреть особо нечего. Маршрут Выборг – Котка гораздо привлекательнее, – говорит Холст. – А вот если бы была возможность организовать круизы из Выборга по островам… Я гарантирую успех. На данный момент попасть на Гогланд, например, или Мощный очень сложно. Нужно 30 дней на получение пропуска в погранзону, то есть спонтанно человек туда не махнёт. Судовладельца тоже найти непросто».
«Город Котка заинтересован в этом проекте, потому что он увеличит турпоток и создаст взаимодействие между жителями Котки и Выборга. – говорит директор по коммуникациям и развитию города Котка Тони Ванхала. – Если его запустят, то порт Котка-Хамина обеспечит всю необходимую инфраструктуру. Руководство города уже обсуждают это с пограничниками и таможенниками». В администрации финского города считают, что сезонный маршрут более реалистичен, чем круглогодичный. Потенциал в проекте есть, но рынок должны развивать и поддерживать частные компании, подчёркивает Ванхала.
Яна Пруссакова,
«Фонтанка.ру»