Как принять участие в ЗСД фесте 1 июня вместе с тысячами других легкоатлетов, зачем это вообще нужно и какие новинки в этом году – рассказывает Дмитрий Шмелев, куратор ЗСД-феста.
ЗСД фест 1 июня объединит несколько тысяч легкоатлетов, решивших покорить самую необычную трассу Петербурга – центральный участок Западного скоростного диаметра. В интервью «Фонтанке» куратор ЗСД-феста, маркетинг-директор PMI Дмитрий Шмелев раскрыл детали предстоящего мероприятия.
- Давай начнем с главного: что вообще особенного в ЗСД фесте? Почему, например, я должен оторвать свою попу от дивана и обязательно принять участие в нем?
– ЗСД фест это вообще уникальное мероприятие. Оно уникально не только своим видом, архитектурой, расположением, но и тем, что это автомобильная скоростная дорога, где останавливаться в принципе нельзя. У нас же есть возможность предоставить людям раз в год на несколько часов такой шанс и увидеть Санкт-Петербург с другой стороны. В прошлом году многие, будучи не спортсменами и даже не спортсменами-любителями, все равно захотели выйти на ЗСД. Они поняли, что единственный вариант для этого – побежать или сесть на велосипед. Я считаю, что это один из успехов нашего мероприятия – мы показали людям, что бег и здоровый образ жизни – это сплошные плюсы. Около 20 процентов наших участников до прошлого года никогда не занимались активно бегом и велосипедом. Очень надеюсь, что в дальнейшем они продолжили свою практику.
- Есть отличия по сравнению с прошлым годом?
– Немного изменится линия финиша и старта. Велосипедисты будут стартовать на Богатырском проспекте, а съезжать – на набережной Екатерингофки. Немного уменьшится километраж, но добавится достаточно уникальная часть – мост ЗСД через основной фарватер Невы. По факту это самая высокая переправа в Санкт-Петербурге. Она достигает, кажется, 51 метра над уровнем моря. Кроме рабочих там ногами, наверное, еще никто не ступал. Что касается бега, изменения достаточно масштабные. Мы услышали в прошлом году пожелание наших участников перейти на более спортивный формат и добавили полумарафон.
- Полный марафон пока нет возможности провести?
– Есть, но мы очень ограничены по времени. Центральный участок ЗСД перекрывается всего с полчетвертого дня до 23.30. То есть в 23.30 мы уже должны открыть трассу для автомобилистов. Так как количество участников велопарада и забега увеличилось, нам надо развести серьезные потоки людей на стартовой площадке. По этой же причине мы сделали съезд велосипедистов в другом месте. Кроме того, участников полумарафона мы ограничили по времени при заходе на второй круг. Если в течение полутора часов они не успевают зайти на второй круг, им придется закончить движение и остановиться на 10-м км. Если делать полный марафон, это увеличит время еще на полтора-два часа. Возможно, в следующем году вместе с нашими партнерами – «Магистралью Северной столицы» и «Западным скоростным диаметром» – мы увеличим трассу.
- Слышал такое мнение, что по этой трассе важно именно пробежать.
– Во-первых, чтобы пробежаться, не нужен велосипед. Во-вторых, это самая простая возможность попасть на ЗСД. В принципе даже бежать на результат не надо. Можно просто в своем темпе легкой пробежкой пройти дистанцию до первого моста и сделать селфи. А если устанешь, тебя по истечении времени подберет специальный автобус. Кроме того, забег – это более мотивационная история, направленная на борьбу с самим собой, со своим характером. Еще это просто сама по себе уникальная трасса. Пробежаться по ЗСД ты можешь всего раз в году. А если ты еще добежал до финиша или даже занял призовое место в любой из возрастных категорий – это призы от наших партнеров. Что касается общего между велосипедистами и бегунами – это куча эмоций, которые ты получаешь, когда выходишь на эту трассу. Когда ты проезжаешь там на машине на скорости, очень сложно по-настоящему понять ее масштаб.
- Почему это платная история?
– В прошлом году регистрация для велосипедистов была бесплатной. В этом году мы сделали ее платной, потому что увеличились затраты на организацию: мы ждем, что в этот раз участие примут до 10 тысяч велосипедистов. К тому же мы решили уменьшить фактор бездумной регистрации. На ментальном уровне, если человек заплатил, он точно поставит себе это событие в календарь и приедет. В прошлом году зарегистрировались шесть тысяч человек, а приехали 5500. То есть 500 человек фактически забрали чужие слоты, при том что спрос на них был очень велик. Плюс мы ввели для велосипедистов медали финишеров, которые все так просили. По бегунам мы тоже ввели медали финишеров, но также они получают стартовый пакет, благодаря которому человек будет себя комфортно ощущать на площадке. Это раздевалки, футболки, номера с метками хронометража.
- Говорят о суровых мерах безопасности.
– Да, они будут очень отличаться от других мероприятий, которые проходят в городе. Первое – это стартовый городок. Это абсолютно закрытая территория, куда люди попадают по стартовым номерам через рамки металлоискателей и охрану. Каждый метр дистанции должен охраняться. Чисто городскими силами это сделать невозможно. В прошлом году у нас работали 120 человек с 14:00 и до 23.00, которые периодически выезжали на трассу. Главная причина таких мер – безопасность участников. Для нас это самое главное. ЗСД это важный стратегический объект, и организаторами было принято решение, что люди не попадают туда без регистрации и стартового номера. Нам много писали претензий на тему того, почему мы просто не можем открыть ЗСД на восемь часов. Это невозможно. Каждое действие на таком сложном объекте должно контролироваться.
- Легко ли проходит взаимодействие с городом?
– Начнем с того, что без города нам бы ничего не удалось сделать. В прошлом году Смольный нас очень поддержал, включив в план празднований города. В этом году мы также общаемся со всеми комитетами. Сейчас мероприятие проходит последние этапы согласования по всем вопросам. Тоже не вижу никаких отрицательных эмоций со стороны города. Думаю, что и город их тоже не видит. Это событие наверняка станет еще одной точкой притяжения и для тех, кто хочет приехать в Петербург.
- Почему было решено ввести возрастное ограничение?
– После 16 лет человек в принципе может отвечать сам за себя. Что касается меньшего возраста даже в сопровождении родителей, то мы понимаем, что по факту на таких мероприятиях не только родители несут ответственность за своего ребенка. Организаторы отвечают пусть не перед этим человеком непосредственно, а за мероприятие в целом, за его имидж. Таким образом мы ограждаем себя от ситуаций, которые бы мы не хотели, чтобы случились на ЗСД. Мы объясняем это участникам, и каждый подписывает расписку, что он сам отвечает за свое здоровье. Но даже при этом в прошлом году мы страховали каждого участника. Сейчас также ведутся переговоры об этом.
- Медицинская справка для бегунов нужна по тем же причинам?
– Это одно из требований регламента по проведению спортивных мероприятий.
- Кто следит за прохождением трассы?
– Для этого у нас есть официальный подрядчик 3sport, на счету которого опыт проведения десятков подобных забегов. Есть официальный директор трассы, который будет следить за ее прохождением, выполнением всех норм, хронометражем и финишем участников. Соответственно он же подведет итоги. Это абсолютно профессиональная спортивная команда.
- Многие интересуются, будет ли организован велопрокат?
– Мы ежегодно составляем список наших партнеров, где можно взять в аренду велосипед. Сами мы не занимаемся этим, к сожалению, а может, к счастью. В прошлом году все эти велосипеды привозились на площадку и выдавались людям, которые их забронировали. Невозможно было просто приехать и взять в аренду велосипед. Также невозможно было на месте зарегистрироваться.
- Сколько ожидается участников?
– До трех тысяч в забеге и до десяти тысяч в велопараде. Сейчас у нас уже зарегистрировано около 4,5 тысячи участников велопарада и около 700 человек – на забег.
- Как прошел ЗСД-фест в прошлом году, смотрите здесь.
- Новости и подробная информация для участников будут появляться на «Фонтанке», сайте фестиваля zsdfest.ru и в социальных сетях события.
Артем Кузьмин, «Фонтанка.ру»
Справка
ЗСД Фест – событие организовано городским порталом «Фонтанка.ру» совместно с оператором ЗСД – ООО «Магистраль Северной столицы». Инновационный партнер мероприятия «Газпром нефть». Официальные партнеры мероприятия – Группа компаний «О`КЕЙ», Группа «Эталон», СРО А «Объединение строителей СПб». Стратегический партнер – Холдинг «Городские Инновационные Технологии». Партнер фестиваля – «Петербургский мельничный комбинат». Велопартнер – Веломагазин AlienBike.ru.
Фестиваль проходит при поддержке Комитета по культуре Санкт-Петербурга. Проект предполагает привлечь до 3000 участников забега и до 8000 велосипедистов. Фестиваль ЗСД впервые был организован в 2018 году. Фестивальную зону посетили больше 6000 человек, из них 1000 пробежали по самой красивой трассе города, еще 5000 проехали на велосипеде. На старт вышли не только петербуржцы, но и гости города из Москвы, Казани, Мурманска, Липецка, Саратова, Сургута, Новосибирска, Владивостока, Вены.