Сейчас

+11˚C

Сейчас в Санкт-Петербурге

+11˚C

Небольшая облачность, Без осадков

Ощущается как 9

2 м/с, ю-з

764мм

66%

Подробнее

Пробки

5/10

Самолетное чемпионство «Зенита». Как Семак это сделал

1738
фото:Сергей Михайличенко/»Фонтанка.ру».
фото:Сергей Михайличенко/»Фонтанка.ру».
ПоделитьсяПоделиться

Это, конечно, удивительный сюжет. Сюжет про преодоление, хотя во многом это банальность: любая спортивная история — про борьбу и преодоление. Тем не менее «Зенит» Сергея Семака шел к шестому чемпионству в истории клуба в исключительно противоречивом ландшафте.

Начнем с назначения. Год назад весь май в высоких газовых сферах шли дебаты: было точно понятно, что с Роберто Манчини любви не вышло, но было непонятно, кто следующий. Президент клуба, на тот момент Сергей Фурсенко, предлагал путешествие под девизом «вперед в прошлое» и настаивал на Дике Адвокате. Клан Александра Дюкова рассматривал  кандидатуру Маурицио Сарри. Но, судя по всему, Алексею Миллеру, человеку, ответственному за принципиальные решения в клубе из самого северного города-миллионера, хотелось чего-то посконного, и выбор пал на Сергея Семака.

Надо сказать, что, несмотря на скромный стаж самостоятельной работы, опыт у Сергея Богдановича, если вдуматься, колоссальный. Формально главным тренером Семак стал зимой 2016/17 года, возглавил «Уфу» и вывел башкирский клуб в еврокубки — это рекордное достижение в истории команды. Но до того выпускник луганского училища олимпийского резерва успел посотрудничать с Лучано Спаллетти, Андре Виллаш-Боашем, Фабио Капелло, Леонидом Слуцким и Мирчей Луческу. Мягко скажем, неплохая школа жизни.

Я комментировал на одном радио матч, в котором Семак закончил карьеру игрока, и очень хорошо помню этот момент. Сергей в простом эпизоде как-то не так поставил ногу и, судя по движениям выбежавших на поле врачей, дернул заднюю поверхность бедра. Я брал интервью у Семака вскоре после этого эпизода, и он прямо ответил: "В тот момент я понял, что карьеру игрока, скорее всего, закончил". Я помню это ощущение в душной комментаторской кабине стадиона «Петровский»: эхма, жалко-то как, какого футболиста лишаемся! Теперь, спустя 6 лет, моя болельщицкая ненасытная тяга к прекрасному удовлетворена иначе: какого тренера мы получили!

Неоднократно отмечали: Семак попал в очень непростой коленкор. Президент клуба хотел другого тренера. Из аренды вернулся десяток футболистов, которых купили предыдущие два главных. Покупок, по сути, ноль. И в такой ситуации Сергей сумел, ни разу не сойдя с первого места турнирной таблицы, довести дело до золотых медалей, которых в Петербурге не видели 4 года.

В августе после самого громкого поражения лета — в 4 мяча в Минске — я случайно встретил одного из членов тренерского штаба «Зенита». У меня, как у раздосадованного болельщика, по итогам того разгрома были конкретные вопросы к конкретным футболистам: Эрнани, Краневиттеру, Ригони. В частности, меня интересовало, применяют ли в их адрес физическое насилие на тренировках. Мой собеседник успокоил меня формулировкой: «Бессмысленно, они просто другие». Один из главных выводов по итогам чемпионского сезона: все-таки Семак нашел подход и к «другим». Меня это не удивляет: Сергей стал первым в российском футболе, кто становился чемпионом и в амплуа игрока, и в роли тренера-ассистента, и с ответственностью главного.

Это вкусовщина, но я всегда считал основополагающим показателем работы главного тренера прогресс конкретных футболистов. С этой точки зрения сезон сверхуспешен. Посудите сами: при действующем лимите на легионеров команда теряет трех паспортных футболистов — Александра Ерохина и Далера Кузяева по травмам, Александра Кокорина иначе, но продолжает борьбу за золото и за три тура до конца чемпионата его завоевывает. Мне кажется, это говорит само за себя.

Занимательные цифры: в составе этого «Зенита» впервые чемпионом страны стал Артем Дзюба (ирония судьбы: матч в Грозном Артем смотрел дома из-за травмы все той же задней поверхности бедра). Кокорину тоже достанется первая золотая медаль. Кристиан Нобоа и Юрий Жирков теперь трехкратные чемпионы России (дважды с «Рубином» и ЦСКА соответственно). Для Ярослава Ракицкого это 20-й трофей в карьере. А Александр Анюков — единственный свидетель всех российских золотых медалей петербургского клуба.

Сейчас, естественно, главный вопрос, которым задаются петербургские любители футбола, понятен: как Семак это сделал? С ветеранами на флангах обороны, с основным нападающим в тюрьме, с непустым лазаретом. Мне кажется, у меня есть правильный вариант ответа. Дело, уж простите за штамп, в семейной атмосфере, которую своими решениями создал многодетный отец в «Зените».

Из «Зенита» не совсем корректно в мае 2017-го уволили главного врача команды Михаила Гришина, отработавшего в клубе к тому моменту 25 лет, и начальника команды Евгения Кошелева. Одним из первых решений Семака было вернуть в главную команду обоих. Сергей привел в собой из «Уфы» пару единомышленников: Марию Бурову и Александра Низелика.  Манчини без объяснений сослал Анюкова в «Зенит-2». Семак вернул. И теперь вспомните, кто одним из первых решительно устремился в технической зоне стадиона в Краснодаре доказывать Ари недопустимость его жестикуляции? Правильно, Анюков. Это дорогого стоит, на мой вкус, в этом «Зените» и его чемпионстве – это главная ценность.

Федор Погорелов, "Фонтанка.ру"

ЛАЙК0
СМЕХ0
УДИВЛЕНИЕ0
ГНЕВ0
ПЕЧАЛЬ0

ПРИСОЕДИНИТЬСЯ

Самые яркие фото и видео дня — в наших группах в социальных сетях

Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter

сообщить новость

Отправьте свою новость в редакцию, расскажите о проблеме или подкиньте тему для публикации. Сюда же загружайте ваше видео и фото.

close