Хоккейный клуб СКА за месяц потерял пятерых ведущих хоккеистов. И это не предел. Внутренние конфликты и грядущий потолок зарплат не прошли для команды даром.
Второй год подряд СКА переживает серьезную перестройку. В прошлое межсезонье Петербург покинули такие ведущие хоккеисты как Илья Ковальчук, Вячеслав Войнов, Сергей Широков, Вадим Шипачев и Егор Яковлев. Как показала жизнь, заменить их оказалось некем. Купленные у «Амура» Алексей Бывальцев и Олег Ли надежд совсем не оправдали, трансфер Алексея Кручинина еще год назад казался сомнительным, а теперь и вовсе непонятно, зачем было его забирать из первого звена «Трактора» в фарм-клуб СКА. Об остальных «усилениях» вообще лучше промолчать.
Отчасти окупился только Наиль Якупов – первый номер драфта-2012 НХЛ, тогда казавшийся наследником Овечкина и Малкина, но впоследствии сильно сдавший. В СКА он не то чтобы заблистал, но стал вновь напоминать хоккейного форварда. С точки зрения неудачной селекции выход в финал Западной конференции действительно можно было бы считать успехом. Но все равно не покидает ощущение, что этот СКА даже в таком составе мог рассчитывать на большее, если бы не атмосфера внутри команды. Отчасти по той же причине и нынешние потери могли быть не настолько катастрофичными.
Настроение в армейском коллективе действительно кардинально отличается от прошлых лет. Илья Воробьев далеко не новичок в тренерском деле. Он выигрывал Кубок Гагарина с магнитогорским «Металлургом» в 2016 году, достойно бился в неравной схватке со СКА в финале в 2017-м. Но когда Воробьев переехал в Петербург, с ним произошли кардинальные изменения. Он начал общаться с журналистами, как с врагами, а состав от матча к матчу менял чуть ли не наполовину.
Дошло до того, что хоккеисты не выдерживали и открыто говорили о своем недовольстве. Благодаря Дацюку журналисты узнали о «клубе ротации», который, очевидно, был внутрикомандным мемом. Сергей Плотников перед плей-офф тоже не скрывал, что у игроков накопились вопросы. Алексей Бывальцев и Олег Ли после очередного матча в запасе многозначительно молчали в ответ на вопросы про смысл их перехода в СКА.
Вокруг команды весь сезон ходили самые разные слухи. Например, что Воробьев был главным тренером лишь номинально, а руководил командой по факту совсем другой человек. Во многом из-за этого уважение у игроков к главному тренеру было на нуле. Как тут не вспомнить слова защитника Антона Белова про «мертвую скамейку» в едва не проигранной серии со «Спартаком». Других просто не устраивала перспектива играть один матч через три. И то, что у целой группы хоккеистов заканчивались контракты, – стечение обстоятельств, которым многие из них поспешили воспользоваться.
30 апреля закончились контракты у 13 хоккеистов СКА. Пять из них уже официально покинули команду. Все пятеро – ведущие хоккеисты, которые делали результат. Главная звезда команды и лучший ее бомбардир (82 очка) Никита Гусев умчал в «Вегас Голден Найтс», лучший по показателю полезности (+48) Владислав Гавриков — в «Коламбус Блю Джекетс», второй снайпер (20 голов) Николай Прохоркин – в «Лос-Анджелес Кингс», основной вратарь Игорь Шестеркин – в «Нью-Йорк Рейнджерс», а третий бомбардир (42 очка) Павел Дацюк, скорее всего, отправится доигрывать в родной Екатеринбург.
Под вопросом еще один – главный снайпер среди защитников (14 голов) Патрик Херсли, который не горит желанием оставаться в Петербурге, зато имеет предложение от «Мальме». С учетом того, что у чемпионского ЦСКА состав останется почти тем же (по крайней мере, все главные игроки остаются), СКА и в следующем году мало что будет светить в финале Конференции. Впрочем, в нынешних обстоятельствах до него нужно будет еще постараться дойти.
Другое дело, что менеджмент СКА, кажется, не особо грустит из-за великого исхода хоккеистов. Руководство клуба ситуацию считает едва ли не штатной. Через год в КХЛ начнется эпоха жесткого потолка зарплат – максимум на зарплаты можно будет потратить 900 млн рублей. Для сравнения, в минувшем сезоне СКА и ЦСКА платили хоккеистам по 2 млрд рублей. Только уход вышеперечисленных шестерых игроков разгрузил платежку петербуржцев на 500 млн рублей. А ведь еще в сезоне 2017/18 зарплатный бюджет составлял почти 2,6 млрд. Если тенденция продолжится, то к началу 2020 года СКА как раз подойдет к нужным 900 млн рублей относительно безболезненно. Чего нельзя сказать о ЦСКА, который все последние годы, наоборот, наращивал финансовую мощь, благодаря «Роснефти» в лице Игоря Сечина.
В СКА возлагают большие надежды на внутренние резервы. За последние годы клуб сделал в этом направлении большой скачок. Построен и запущен «Хоккейный город», где имеется все и даже больше для развития хоккеиста. В инфраструктуру было вложено более миллиарда рублей. В клубе всерьез рассчитывают на пополнение из молодежных команд и из своего фарма «СКА-Невы». И в МХЛ, и в ВХЛ команды из системы СКА выиграли регулярный чемпионат, остановившись в шаге от выхода в финал плей-офф. Тренерский штаб намерен летом предоставить достаточно шансов игрокам из ближайшего резерва, чтобы заявить о себе. Главное, не потерять уважение и у молодых.
Артем Кузьмин, «Фонтанка.ру»