Сбербанк запатентовал «полезную модель» интеллектуального холодильника. Но опоздал: мировые бренды уже не считают инновацию перспективной.
О том, что Сбербанк вслед за скупкой коммерческой недвижимости и медиаактивов решил заняться разработкой бытовой техники, сообщили 6 мая «Ведомости». Как следует из данных Роспатента, финансовый гигант получил сертификат на «умный» холодильник с технологией «интернета вещей». Это позволит запретить ввоз, продажу и производство в России устройств с такими же техническими характеристиками. «Фонтанка» сравнила изобретение с продуктами ведущих брендов и выяснила, рискуют ли россияне вслед за зарубежными деликатесами остаться и без иностранной техники.
Умный холодильник Сбербанка сможет следить за наличием продуктов и их качеством с помощью специальных датчиков и видеокамер, говорится в описании патента. Данные будут передаваться на встроенный компьютер, который будет обрабатывать сигналы и предупреждать владельца, если еда портится или заканчивается. Следить за тем, что происходит в холодильнике, можно будет дистанционно с помощью мобильного приложения.
Сбербанк получил охрану не изобретения как такового, а так называемой «полезной модели». Это, как правило, более быстрый и простой способ получить защиту разработки, пояснил «Фонтанке» Игорь Невзоров, управляющий партнер юридической компании Claims. Но, в отличие от патента на собственно изобретение, патент на полезную модель действует не 20 лет, а 10.
Сегодня на «Яндекс-Маркете» можно найти примерно полторы сотни предложений в категории «умный холодильник». Подобные устройства есть в ассортименте у ведущих мировых брендов крупной бытовой техники – LG, Samsung, Liebherr, Bosch. Разработками в этом направлении занимаются и производители мобильной электроники, к примеру Xiaomi. Но степень их «интеллектуальности» сильно варьируется и зависит от цены.
К примеру, одна из моделей LG за 500 тысяч рублей позволяет узнать о том, какие продукты заканчиваются в холодильнике, не открывая его. Пользователю предлагается постучать два раза по дверце, чтобы она стала прозрачной. Если у владельца руки заняты, открыть камеру можно взмахом ноги перед сенсорным датчиком. Также устройство способно проводить диагностику и предупреждать о проблемах — к примеру, незахлопнутой двери.
Одна из моделей Xiaomi стоимостью около 100 тысяч рублей следит за уровнем влажности и температуры и точечно регулирует ее. Эта функция может быть полезна, если в холодильник попадает горячее блюдо. Устройством можно управлять голосом, с помощью мобильного приложения или сенсорного экрана. Интерфейс позволяет составить список покупок и заказать недостающие.
Samsung недавно анонсировал четвертое поколение линейки Family Hub. Управлять устройством можно через сенсорный дисплей или через голосового помощника, который умеет распознавать естественную речь. В холодильник также встроены камеры, которые фотографируют продукты и пересылают изображение в приложение на смартфоне. Наконец, корейская компания запустила сервис Refrigerdating, который позволяет завести знакомство, делясь содержимым холодильника с другими пользователями интернета — по принципу приложения tinder.
Точного аналога разработки Сбербанка на данный момент на российском рынке не представлено. Кредитная организация видит свою инновационность в использовании тензометрических датчиков (могут фиксировать вес содержимого или объем заполнения полки), а также датчиков газа, с помощью которых можно проверять – не испортилась ли еда. «Определение характеристик продуктов с помощью видеокамер может быть не совсем точным, даже с учетом использования алгоритмов машинного обучения», – уточняется в патенте.
Но финансовый гигант не скрывает, что ориентируется на заделы иностранных конкурентов. «В Южной Корее готовится к запуску площадка, поддерживающая автоматические заказы недостающих продуктов, которые формируют умные холодильники, ориентируясь на предпочтения владельцев», – сообщается в патенте.
«Фонтанка» спросила российское представительство Liebherr, а также «БСХ Бытовые приборы», совместное предприятие Bosch и Siemens, насколько патент Сбербанка угрожает их перспективным разработкам, но не получила комментариев на момент публикации.
«Решения в области интернета вещей есть в той или иной форме у всех ведущих брендов», – сообщили в ассоциации РАТЭК, объединяющей крупнейших производителей и поставщиков электроники. Но сравнить их конструктивные особенности с «полезной моделью Сбербанка» затруднились.
По мнению Игоря Невзорова, пространство для маневра у мировых производителей есть. В данном случае притязания Сбербанка ограничены «формулой полезной модели», указанной в патенте. Производить, ввозить и продавать в России товары с точно такими же характеристиками отныне нельзя. «Но делать другие интеллектуальные холодильники, не содержащие все эти признаки либо содержащие другие, данный патент не запрещает», – отмечает эксперт.
К примеру, в формуле указано, что тензометрические датчики располагаются под каждой из боковых полок. Если у разработки конкурента такие датчики будут не под всеми боковыми полками, она не попадет под действие патента и не будет признана нарушением.
В Сбербанке не комментируют сроки выхода на рынок своего нового продукта и даже презентации экспериментального образца. Но если финансовый гигант в течение трех лет не начнет пользоваться запатентованной разработкой, любой участник рынка будет вправе потребовать выдать ему так называемую «принудительную лицензию» на производство именно таких холодильников, уточняет Игорь Невзоров.
Но «полезная модель» Сбербанка рискует остаться на бумаге, говорит Валерий Галенава, директор по развитию Национального центра интернета вещей. По его мнению, улучшения, предложенные компанией, помогут точнее определять, чего не хватает на полке, но не помогут решить проблему со сроком годности. «Даже датчики газа не справятся, поскольку не все продукты выделяют газ», – отмечает он. Выходом могло бы стать повсеместное использование радиочастотных меток, но маркировка ими продуктов питания привела бы к сильному удорожанию товаров. По этой причине ведущие разработчики уже не считают технологию перспективной.
«Тот же Amazon перестал двигаться в этом направлении. А то, что показывают на выставках крупные бренды, больше пиар, чем реальное внедрение», – говорит он.
Кроме того, технологии анализа больших данных и искусственного интеллекта могут составлять интернет-заказы, основываясь на истории прошлых покупок куда точнее, чем на основе анализа содержимого холодильника. «Учитывая, что Сбербанк располагает статистикой трат по картам, не очень понятно, зачем ему «умный холодильник», – рассуждает Валерий Галенава.
Увлечение кредитной организации «интернетом вещей» может быть данью политической моде, не исключает эксперт. «Тема индустрии 4.0 активно продвигается в российском правительстве. Лаборатории «интернета вещей» создаются при многих корпорациях. Но если в промышленности это действительно находит применение, то в потребительском секторе пока нет», – резюмирует он.
Галина Бояркова, «Фонтанка.ру»