Известная составами «Витязь» компания ПК ТС оказалась единственной участницей аукциона на поставку двух десятков трамваев для Петербурга. Оперативности позавидовал даже Рогозин, а эксперты подозревают «московское» происхождение вагонов.
«Горэлектротранс» выбрал поставщика 21 трамвайного вагона и готов заплатить за них 2 с лишним миллиарда рублей. Собрать такой парк за три месяца готова только одна компания, остальные не стали и пробовать. О нереальности сроков Александру Беглову писал даже привычный, казалось бы, к космическим скоростям глава «Роскосмоса» Дмитрий Рогозин. Однако близость выборов искривляет пространство-время не хуже черной дыры.
Сражения за более чем 2-миллиардный контракт не получилось: согласно протоколу ООО «ПК Транспортные системы» (ПК ТС) единственное подало заявку, контракт с компанией предполагается подписать по максимальной цене в 2 млрд 26 млн рублей. Собственно, при определении суммы пользовались единственным ценовым предложением — в 95 млн рублей за вагон, а в качестве точки отсчета взяли две поставки «Витязей» (модель 71-931М) все той же ПК ТС. По октябрьскому контракту был поставлен один такой трамвай за 93,5 млн, по ноябрьскому — 5 штук по 95,4 млн. Цифры привели к текущему уровню цен и дали 96,4 млн рублей за вагон.
Производственная компания «Транспортные системы» была основана в 2013 году, производство перенесла из Твери в Петербург в 2018 году.
Среди моделей, которые собирает предприятие, – «Сити стар», «Варяг», «Богатырь», «Витязь», «Витязь-М», «Львенок» и «Лев». В Петербурге уже курсируют «Витязь», «Богатырь» и «Витязь-М». Компания — постоянный поставщик комитета по транспорту и «Горэлектротранса». В 2015 году она выигрывала конкурс комитета почти на миллиард рублей, по которому изготовила 10 трамвайных вагонов. В 2017 – 2018 годах получила еще несколько контрактов в Петербурге более чем на миллиард.
На 60% ПК ТС принадлежит ООО «Холдинг Транскомпонент», а через него – кипрской компании «Тадорикс Консалтанс Лимитед». Остальные 40% – у Феликса Винокура, совладельца златоустовской компании «Канопус» и бывшего гендиректора ООО «Торговый дом «Усть-Катавский вагоностроительный завод».
«Фонтанка» писала, что именно хочет получить «Горэлектротранс»: 21 трехсекционный вагон, длиной не более 28 метров, а шириной — 2,5 м. Вместимость — не менее 170 человек, 50 счастливчиков смогут в трамвае сесть. Есть также ряд требований к системе оплаты проезда, видеорегистрации, работе беспроводного Интернета — но в общем, ничего сверхъественного. Сверхъественное начинается там, где речь заходит о сроках поставки трамваев: 21 вагон надо привезти к 1 сентября, причем к тому времени надо провести еще и работы по технической приемке и экспертизе. Именно такими жесткими требованиями источники «Фонтанки» объясняют одиночество ПК ТС на аукционе. Теоретически конкуренцию ей мог бы составить Stadler, который поставляет подвижной состав для трамвайной сети в Красногвардейском районе, так называемых «Чижиков». Собеседник, близкий к компании, на уточняющий вопрос ответил своим, надо думать, риторическим: «Вы сроки-то видели?»
По информации «Фонтанки», указанные в конкурсной документации даты вызвали возмущение даже в космических сферах. В данном случае это не преувеличение: удивленное письмо врио губернатора Александру Беглову написал глава Роскосмоса Дмитрий Рогозин. Еще в марте он анонсировал появление медицинского трамвайного беспилотника, а в апреле, судя по всему, почувствовал неладное. Ставку космическое начальство делает на Усть-Катавский вагоностроительный завод им. С. М. Кирова — филиал ФГУП "Государственный космический научно-производственный центр имени М. В. Хруничева". Предприятие должно увеличить выпуск гражданской продукции и, казалось бы, 2-миллиардный контракт в Петербурге, где уже ездят его трамваи, – подходящая возможность.
По данным издания, Рогозин просил Смольный рассмотреть возможность закупки трехсекционных вагонов модели 71-633 по 90 млн рублей за штуку. Одновременно глава Роскосмоса пытался пристроить более 80 односекционных вагонов примерно по 25 млн. Но главное — сроки. Рогозин прямо заявил действующему главе города, что в 3 месяца такие дела не делаются, и реальный срок производства — от 6 до 7 месяцев. Тем не менее сроки остались прежними, а ПК ТС пошла на аукцион одна.
Совладелец компании-победителя Феликс Винокур категорически не согласен с тем, что к осени такой объем предприятию не освоить. «Не путайте никого, что это невозможно, приезжайте на завод, сами убедитесь, – заявил он «Фонтанке». – Мы собрали бы и больше, если бы не наш московский контракт. У нас в производстве столичный заказ на трехсекционные вагоны, даугавпилсский на односекционные, мы спокойно выпускаем 10 – 15 машин в месяц». Более того, ПК ТС не нужны даже те три месяца, что с учетом срока подписания контракта у них будут; производитель собирается уложиться в два. «Ни одной петербургской машины пока на сборке нет, придут, я предполагаю, в конце июня», – уточнил Винокур.
Винокур говорит о контракте на 300 трехсекционных вагонов для Москвы за 56 млрд рублей. Его в 2016 году получил «Метровагонмаш», входящий в структуру «Трансмашхолдинга», поставки растянуты на 3 года. При этом «Метровагонмаш» исполняет контракт в партнерстве с ПК ТС, в столицу везут «Витязь-М». Именно наличие этого контракта заставляет собеседников «Фонтанки» предполагать, что «Горэлектротранс» свои трамваи к сентябрю получит. «С нуля такое за 2 месяца не собрать, но если уже есть заказ комплектации под какой-то действующий контракт, то, конечно, можно снять с одного конвейера и отдать Петербургу, – говорит источник издания на рынке. – «Габаритка» там одна и та же». «Какой-то задел уже должен быть, какой-то «полуфабрикат», который можно быстро превратить в петербургский трамвай», – считает собеседник, близкий к «Горэлектротрансу». Винокур утверждает, что это исключено: «Поставить Петербургу что-то из московского заказа мы не можем при всем желании, там разные характеристики, это другая модульная кабина».
Что касается заказчика, то ему, по большому счету, все равно, какое происхождение у трамваев. «Вагоны, поставляемые в Санкт-Петербург, должны соответствовать техническому заданию и требованиям, сформированным петербургским «Горэлектротрансом», – говорят на предприятии. – В противном случае закупаемый подвижной состав не сможет пройти процедуру приёмки».
Приобретать трамваи ГЭТ будет в долг. «На данный момент петербургский «Горэлектротранс» планирует привлекать кредитные средства, – сообщили в ГУП. – Выбор банка будет осуществляться на основе конкурсных процедур». По данным «Фонтанки», вопрос обсуждался не один месяц. При этом в начале апреля стало известно, что город договорился с федеральным центром о льготном кредите на 2 млрд рублей как раз для покупки трамвайных вагонов. Ни в комитете, ни в ГЭТ не смогли ответить на вопрос, будут ли использоваться эти средства для погашения кредита.
Необходимость срочно влезать в долги и в кратчайшие сроки собирать два десятка трамваев эксперты объясняют одинаково — приближающимися губернаторскими выборами. Ранее, напомним, стало известно, что Александр Беглов наметил на 1 сентября решение еще одной долгоиграющей транспортной проблемы: запуск новых станций Фрунзенского радиуса. Пока работы идут с отставанием.
Николай Кудин,
«Фонтанка.ру»