Введение аналога ЕГАИС для продовольствия не поможет победить фальсификат, зато ударит по кошельку потребителя и подкосит малый бизнес, а заодно озолотит «дочку» USM Holdings Алишера Усманова, говорят эксперты.
О том, что правительство намерено расширить список товаров, подлежащих обязательной маркировке, 13 мая сообщила газета «Ведомости» со ссылкой на распоряжение главы правительства РФ Дмитрия Медведева. По данным издания, в ближайший месяц правительство подпишет соглашение с Центром развития перспективных технологий (совместный проект USM Holdings Алишера Усманова, госкорпорации «Ростех» и Almaz Capital Partners Александра Галицкого. — Прим. ред.), который и будет оператором системы маркировки.
Бороться с контрафактом с помощью глобальной системы прослеживания движения товаров государство решило еще в 2016 году. Первыми специальные метки начали наносить на меховые изделия. С марта 2019 года их должны размещать на пачках сигарет. До конца года маркировка станет обязательной для парфюмерии, обуви, кожаных изделий, верхней одежды, постельного белья, шин и фотокамер. С 2020 года — для лекарств.
По предложению Медведева, в расширенный список должны войти также бытовая техника, косметика, бытовая химия, а также ряд продовольственных категорий – детское питание, растительные масла, безалкогольные напитки, готовые продукты из мяса и рыбы, бакалея. Сроки обязательного нанесения на них меток не уточняются, но полностью система прослеживаемости должна заработать к 2024 году.
ЦРПТ планирует брать с производителей по 50 копеек за единицу товара без учета НДС. Бесплатно маркировать станут только жизненно необходимые лекарства дешевле 20 рублей.
Намерение правительства снабжать метками продукты питания вызвало у участников рынка опасения за стабильность своего бизнеса. Возможные затраты могут оказаться несоразмерными с эффективностью данной меры, предупреждают они. Платить же за эксперимент придется потребителю.
Изначальная идея маркировки заключалась в том, чтобы преградить доступ на рынок серых товаров, говорит управляющий партнёр группы Zenden Александр Сарычев. По его словам, на обувном рынке доля магазинов с контрафактной продукцией составляет более 30%. В основном это товары, которые нелегально пересекают границу, а значит, с них не платятся таможенные платежи, что не выгодно ни государству, ни добросовестным игрокам. Аналогичная ситуация и с некоторыми другими товарными категориями — например шубами, и в этом случае бизнес поддержал инициативу, даже был готов нести затраты на внедрение системы.
В случае продуктов питания польза отнюдь не очевидна, считает исполнительный директор ассоциации «Руспродсоюз» Дмитрий Востриков. Проблема фальсификата тоже стоит перед отраслью. Например, как показало исследование Роскачества, среди рыбной продукции доля подделок может достигать 37%, признает он. Но справиться можно и другими методами, куда менее затратными «Во многих случаях достаточно просто, чтобы производитель указывался на упаковке, а вот как маркировка может решить вопрос с подменой наименований, непонятно», — комментирует Дмитрий Востриков.
Зато отрасли придется столкнуться с немалыми затратами. Помимо 50 копеек за каждую метку, необходимо оборудование для нанесения их на упаковки, программное обеспечение, специально обученные сотрудники. Точную сумму в Руспродсоюзе назвать затруднились, но отметили, что все эти затраты неминуемо лягут на плечи потребителя. «В процентах подорожание будет индивидуальным, но более всего вырастут в цене самые дешёвые продукты питания», – подчеркнул Дмитрий Востриков. В условиях стагнации покупательской способности населения это крайне нежелательные процессы, добавляет он.
Примерный порядок цифр и эффективность работы системы позволяют оценить уже запущенные эксперименты — по обуви и лекарствам. Так, в Zenden оценивают затраты на оборудование и ПО для оснащения коробок с обувью метками в «несколько миллионов рублей». Новые сканеры для розничных магазинов стоят 15–20 тысяч рублей. «Но мы и так собирались их менять в рамках модернизации», — говорит Александр Сарычев.
Табачная и фармацевтическая отрасли оценивают затраты куда выше. Так, по подсчету БАТ, производители сигарет вложили в оборудование 3 млрд рублей.
«Уже потратили 2 млн евро, и это не потолок», – комментирует коммерческий директор «Полисан» Дмитрий Борисов. По его словам, компания закупила дорогое европейское оборудование, которое будет наносить метки, генерируемые системой ЦРПТ. Но пока не может разработать ПО, поскольку государство еще не определилось с требованиями.
«От нас требуют ввести дополнительную защиту — криптокод. Табачники смогли отстоять, чтобы он был 4-значным, что не повлечет производственных ограничений. От нас требуют 88 знаков. С технологической точки зрения это сложно, а по ряду моментов невозможно», – отмечает Дмитрий Борисов. Кроме того, сама система, генерирующая коды, работает со сбоями. Если проблему не удастся решить в рамках тестирования, выпуск таблеток может встать. Сам криптокод, который позиционируется как дополнительная система защиты, по сути, ничего не добавляет к уровню безопасности — в отличие от самой метки его без труда можно подделать, считает Александр Сарычев.
Затраты придется понести и ретейлерам. Крупные сети, которые уже начали работать, с промаркированными сигаретами и обувью, оценили расходы в несколько сот миллионов рублей.
Они складываются не только из стоимости контрольного знака, но и перенастройки логистических процессов и касс по каждой группе товаров, подлежащей учёту, пояснили в «Ленте». Причем, наличие оборудования для учёта одних товаров не гарантирует бесперебойного внедрения аналогичной системы для других категорий, отмечает представитель ретейлера.
Компания видит и другие риски — например, поставки товара могут встать из-за неготовности поставщиков. «По внедрению системы «Меркурий» мы видели, что многие тянули до последнего и не успели настроить ПО. Это касалось не только мелких, но и крупных игроков», — комментируют в «Ленте». Да и самих систем стало чересчур много. «Сейчас для алкоголя есть ЕГАИС, для мясной и молочной продукции «Меркурий», хотелось бы, чтобы это было приведено к какому-то однообразию», — рассказывают в компании. Но, судя по всему, пока единства ждать не стоит. Если для маркировки сигарет и обуви сейчас используются двухмерные метки по технологии Data Matrix, то для других продуктов могут быть использованы радиочастотные метки с технологией RFID. «Это сейчас обсуждается в правительстве», — отмечают в «Ленте».
«50 копеек с пачки макарон, которая стоит 40 рублей, или бутылки воды — это очень много», — соглашается глава сети «Реалъ» Игорь Янковский. Целесообразность нововведения топ-менеджер прокомментировать затруднился. Среди негативных эффектов помимо роста стоимости он назвал замедление обслуживания покупателей.
Цены на жизненно важные лекарства, в отличие от продуктов, не вырастут, так как их регламентирует государство. «Деньги придется взять из прибыли, которую мы могли бы направить на разработку новых препаратов», — говорит Дмитрий Борисов.
В ЦРПТ точную сумму затрат на маркировку продуктов и сроки ее внедрения назвать затруднились, но не исключили, что расходы могут оказаться не такими большими, как представляется бизнесу. Во всяком случае, устройства для получения кодов маркировки компания обещает выдавать бесплатно. При этом в предприятии признают, что прямо заинтересованы в увеличении числа промаркированных товаров — вложенные в создание системы 200 млрд рублей планируется окупить за семь лет. А доходная часть формируется за счет тех самых 50 копеек, которые будут брать за каждый промаркированный товар.
Ранее сообщалось, что совладелец ЦРПТ Алишер Усманов вошел в топ-10 богатейших людей Великобритании, по версии газеты The Sunday Times. Его состояние оценили в 14,73 млрд долларов.
Галина Бояркова,
«Фонтанка.ру»