Роскомнадзор не использует взломанные устройства россиян, чтобы бороться с прокси-сервисами Telegram (прокси позволяют сохранять работоспособность мессенджера, обходить блокировки). Об этом «Фонтанке» 15 мая рассказал пресс-секретарь надзорного ведомства Вадим Ампелонский.
«Это фантазии Климарёва (телеком-эксперт Михаил Климарёв, автор телеграм-канала «За Телеком». – Прим. ред.) и его товарищей, которые ведут соответствующие телеграм-каналы. Это не соответствует действительности. Наша система работает абсолютно корректно. Никакими взломанными устройствами мы не пользуемся», – заявил пресс-секретарь Роскомнадзора.
Ранее ряд профильных телеком-ресурсов сообщил, что Роскомнадзор якобы использует взломанные устройства российских пользователей для блокировки прокси-серверов Telegram.
«РКН проверяет работоспособность прокси. Но используемые РКН ip-адреса научились ловить и отсекать. В итоге их проверялки оказались забанены», – напоминает предысторию телеком-эксперт, автор телеграм-канала Эшер II Филипп Кулин.
По словам аналитика, который отслеживает блокировки Роскомнадзора, сейчас ведомству «подсунули ложную мышь» и стали смотреть, кто будет проверять.
«Собрали некоторое количество ip-адресов, и оказалось, что это открытые прокси. Сейчас уже никто не держит открытые прокси. Открытые прокси делаются только взломами. Так не принято в нашем мире. Это как использовать чужую машину с открытыми дверями, оставленную на улице, чтобы поймать человека, который у вас украл луковицу. Даже я не пользуюсь чужими взломанными машинами. Даже когда хакеров ловлю. Впрочем, за руку Роскомнадзор не поймали. Обвинение в использовании взломанных машин — это обвинение в уголовном преступлении. Если фактура есть, то в офисе РКН должен уже работать СК. Но мы этого в новостях не видим. Значит, там фактура косвенная. Проверять прокси могут и волонтёры Роскомнадзора, которые работают из дома», – пояснил Филипп Кулин.
В свою очередь, телеграм-евангелист, CEO Combot Фёдор Скуратов напомнил «Фонтанке», что работы по выявлению средств обхода блокировок для Роскомнадзора выполняют сразу несколько подрядчиков и частных структур, которые не обладают никакими специфическими каналами связи.
«Конечно, многим хочется найти и использовать любой повод, чтобы кинуть камень в РКН, но за такими выпадами теряется суть проблемы: с одной стороны — неэффективность работы РКН по исполнению судебных решений, а по сути — обычная симуляция, а с другой — всеобщая заинтересованность в том, чтобы эта неэффективность продлилась как можно дольше. Потому что по мере роста эффективности блокировок, среди безумия «новых луддитов», теряющих ощущение контроля над Интернетом, смысла вести дела в России будет все меньше и меньше», – сказал Скуратов «Фонтанке».
В середине апреля в день принятия закона о «суверенном Интернете» глава Роскомнадзора Александр Жаров признал, что победить Telegram не удаётся.
«Мы по-прежнему определяем IP-адреса, на которых Telegram существует. Блокируем их. Периодически вы, наверное, наблюдаете на своем смартфоне, что загружается он медленнее», – сказал глава Роскомнадзора в годовщину начала блокировок мессенджера.
После этого стало известно, что госсистему контроля сервисов по обходу блокировок создаст центр РАН, запросивший самое крупное финансирование из участников соответствующего конкурса, объявленного Роскомнадзором.