Петербургский бизнесмен сделал невозможное – добился отмены наказания за нецензурную брань в общественном месте. Штраф в 500 рублей оказался настолько принципиальным делом для миллионера, что полицейским пришлось краснеть в суде.
Гендиректор компании «Стройбург» Александр Кудашев был привлечен полицией Адмиралтейского района по обвинению в мелком хулиганстве. Сотрудники в голос утверждали, что предприниматель грязно выражался при массовом скоплении граждан. Он отсидел сутки и пошел в контрнаступление.
Статья 20.1 КоАП – «Мелкое хулиганство» – считается одной из вернейших подруг полиции. Чтобы продержать человека в камере сутки без суда и следствия, достаточно составить рапорт и три протокола – о доставлении, задержании, привлечении к ответственности. Все бумаги типовые, с казенной формулировкой «нарушение общественного порядка, сопровождающееся грубой нецензурной бранью». Система работает безотказно. Во всяком случае, работала, пока в маховик не затянуло бизнесмена Александра Кудашева.
Главу «Стройбурга» пригласили на беседу в УМВД Адмиралтейского района в Советском переулке. Он приехал 6 декабря, поднялся на четвертый этаж в отдел экономической безопасности и противодействия коррупции. Юриста с Кудашевым не пустили, а так как сути задаваемых вопросов предприниматель не понимал, то от дачи объяснений отказался со ссылкой на 51-ю статью Конституции.
Оперативники Александр Пугачев и Юрий Ткаль в ответ на молчание нанесли симметричный удар. Изъяли у бизнесмена учредительные документы, печать фирмы, сотовый телефон и привезли его в 38-й отдел полиции на набережной Обводного канала. Средство транспортировки, надо отдать должное, предоставили комфортабельное. Черный BMW X5 зарегистрирован на мать Ткаля. На фотографии он слева стоит с Кудашевым, а Пугачев держит в руке изъятые у бизнесмена вещи.
В 38-м отделе сотрудники объявили дежурному: вот гражданин, он себя обществу противопоставил. Выражался нецензурно на людях, спокойствие их нарушал. А на замечания не реагировал.
Дежурный исполнил роль привратника, открыв дверь камеры и закрыв ее за обомлевшим Кудашевым.
Пугачев и Ткаль написали рапорты на матерщинника, а исполняющий обязанности начальника 38-го Сергей Космынин вынес постановление о правонарушении и выписал штраф 500 рублей. Вышел бизнесмен из отдела через 25 часов. Говорят, был голодный и злой.
Написав во все инстанции и получив ответы, Кудашев обратился в Ленинский районный суд.
Судья Ирина Мошева впервые в своей карьере столкнулась с жалобой на штраф по мелкому хулиганству. Да и не каждый день глава фирмы с миллионными оборотами идет на принцип из-за 500 рублей. Судья решила допросить всех и посмотреть кино.
Оперативник Пугачев был кремень. Не моргнув глазом, заявил судье, что Кудашев в кабинете хамил, оскорблял. При выходе на улицу продолжал нецензурно ругаться, говорил, что «они [полицейские] продажные и занимаются глупостью». В это время на улице народу было много, мимо проходила группа курсантов. Он и Ткаль решили доставить Кудашева в отдел для составления протокола.
Судья исследовала на заседании видеозаписи с камер наблюдения и нашла, мягко говоря, разночтения в показаниях полицейских и обстановке. Она сформулировала свои соображения:
«Видеофайлы не содержат аудиосопровождения, но отражают действия, жестикуляцию, артикуляцию, расстановку и последовательность передвижения лиц… На всем пути от кабинета до выхода из здания Пугачев и Ткаль следовали впереди, Кудашев шел сзади, молча, каких-либо слов не произносил, замечаний от сотрудников полиции и граждан в его адрес не поступало».
Судья решила, что рапорты Пугачева и Ткаля – лукавство, а штраф – блажь. Наказание она отменила.
Крайним в этом щекотливом позоре оказался и.о. начальника 38-го подполковник Космынин. Сергей Сергеевич не мог поверить, что сотрудники УМВД привезли к нему фейкового нарушителя. И он обратился в Санкт-Петербургский горсуд, утверждая, что полицейские не могут врать (по меньшей мере, врут реже людей без погон), а судья Мошева вроде как по губам читать не умеет, и на немую запись ей бы полагаться не следовало.
Судья Горсуда Юлия Русанова налила подполковнику дополнительную чарку боли. На четырех листах она расписала, насколько же Космынин не прав, штрафуя гражданина безо всяких на то оснований (слово полицейского – не закон), мотивации и доказательств.
Документы «Стройбурга», кстати, Кудашев вернул себе не сразу. И в них недоставало пары бумаг. А еще телефон оказался почищен.
Александр Ермаков,
«Фонтанка.ру»