Жители микрорайона на Краснопутиловской оказались жертвами столкновения двух транспортных артерий - автомобильной и железнодорожной. Под окнами круглые сутки гудят поезда, а во дворах многокилометровые пробки. «Фонтанка» публикует их эмоциональный рассказ о жизни на переезде.
На Краснопутиловской регулярно образуются пробки в обе стороны из-за закрытого железнодорожного переезда около улицы Червонного Казачества. Машины стоят там и 30 минут, и час, и полтора. «Поезд вздремнуть решил», – печально шутят автомобилисты, а живущие рядом привыкли к тому, что перед выездом надо оценить дорожную ситуацию в навигаторе. По их дворам носятся «объездуны», к ним с задержками добираются скорая и автобусы. Чиновники просят потерпеть еще 10 – 20 лет.
Виноватых нет: поезда должны ездить в порт, машины – по своим делам. Чиновники вроде бы совершенно правильно исключили из своих программ путепровод за 7 млрд рублей, который бы решил проблему пробок. Но горожане стали заложниками активно развивающейся транспортной инфраструктуры города. Возможно, какие-то детали в их рассказе преувеличены, но уставшие от жизни в постоянной пробке тысячи жителей микрорайона хотя бы таким рассказом хотят привлечь к себе внимание.
«В 30 метрах от перекрестка улиц Краснопутиловской и Червонного Казачества проходят две железнодорожные ветки. Каждые 15 – 20 минут на продолжительное время, иногда и на 1,5 часа, прерывается движение автомобильного транспорта по Краснопутиловской улице – главной магистрали, связывающей Кировский и Московский районы. В ночные часы интенсивность движения составов увеличивается (а иногда поезда ломаются на путях, как это было в марте 2019 года. — Прим. ред.).
Из-за этого транспорт скапливается в многокилометровые пробки не только на улицах, но и на внутриквартальных проездах и во дворах, по которым автомобилисты пытаются объехать пробки. Часто водители стоящих машин не выключают двигатели. Все выхлопные газы и копоть летят в квартиры. Никакие пластиковые окна со стеклопакетами нам не помогают. Даже при закрытых форточках мы задыхаемся от продуктов сгорания топлива. О проветривании квартир и говорить не приходится – с 16 до 20 часов ежедневно тянется длинная пробка, в квартирах стоит ужасный запах, который вызывает астматическое удушье.
И если в конце восьмидесятых машин было в разы меньше и железная дорога работала не так интенсивно, то теперь все изменилось. В марте 2019 года жители микрорайона вручную посчитали транспортный поток на Краснопутиловской и на перегоне станций Автово – Нарвская. И насчитали 41 состав по железной дороге в течение суток (18 из которых в ночное время) и около 50 тысяч автомобилей в обоих направлениях (в СПБ ГБУ «Центр транспортного планирования Санкт-Петербурга» зафиксировали 40 тысяч).
Активная эксплуатация железнодорожного перегона оказывает пагубное влияние на здоровье и психологическое состояние жителей домов, расположенных в 60 – 70 метрах от железной дороги. Люди не могут полноценно спать под гудки тепловозов, стук колес и сцепок вагонов. Поскольку пересечение железной дороги с Краснопутиловской улицей и пешеходным переходом в створе проспекта Стачек находится на расстоянии нескольких сот метров, то на протяжении всего пути вдоль жилых домов в Автово проходящие локомотивы вынуждены подавать постоянные сигналы. Можно сказать, что мы живем в аду.
Кроме того, Краснопутиловская ведет к 26-й городской больнице на Костюшко. Из-за закрытий переезда временами трудно оперативно дождаться скорой медицинской помощи. Не говоря уже о стоящем в этих же пробках общественном транспорте, ожидание которого может затягиваться на час».
Денег нет, но вы держитесь
С конца 80-х годов прошлого столетия, по мере нарастания трафика, жители ждут строительства развязки на пересечении Краснопутиловской и железной дороги и закидывают чиновников и железнодорожников жалобами.
В РЖД им в ответ напомнили, что движение поездов в этом направлении осуществляется с 1900 года, а жилые дома были построены в 60-е годы, вблизи уже действующих линий «без учета уровня звукового давления и иных факторов», и это не вина железнодорожников. Поэтому менять что-то в этой ситуации в среднесрочной перспективе они не планируют.
«Обязанность ОАО «РЖД» по проведению шумозащитных мероприятий возникает исключительно при размещении, проектировании, строительстве и эксплуатации вновь строящихся, реконструируемых объектов. В среднесрочной перспективе работы по строительству и реконструкции объектов железнодорожного транспорта на данном участке не предусматриваются», – говорится в ответе жителям за подписью зама главного инженера железных дорог Сергея Бояркина. Он переадресовал вопрос местным властям.
В администрации Кировского района рассказали, что еще в 2004 году строительство транспортной развязки было признано одним из приоритетных мероприятий. В сентябре того же года состоялось обсуждение градостроительного решения проекта. В 2007 году по заказу Комитета по благоустройству и дорожному хозяйству ОАО «Институт «Гипростроймост-Санкт-Петербург» был разработан проект строительства развязки и в ноябре того же года он получил положительное заключение экспертизы. В концепции развития транспортной инфраструктуры Санкт-Петербурга до 2043 года стоимость строительства оценивалась в невероятные 7,2 млрд рублей. Не сильно дешевле моста Бетанкура. Очевидно, что реальная цена будет зависеть от конкретного проектного решения. По данным "Фонтанки", с тех пор стоимость пересмотрели в сторону удешевления, однако все равно строительно-монтажные работы оцениваются в сумму порядка 5 млрд.
Только, как сообщили в КРТИ, в связи с вводом в эксплуатацию ЗСД (что, по мнению чиновников, привело к некоторому снижению загруженности Краснопутиловской), а также ограниченностью средств бюджета работы были приостановлены. И перспективный путепровод не вошел в государственному программу развития транспортной системы Петербурга на 2015 – 2020 годы.
Теперь в Смольном просят подождать еще лет 10 – 20 лет, поскольку переезд первоочередным объектом для города более не является. А в адресную инвестиционную программу попадают только первоочередные проекты — аварийные или начатые в прошлые периоды.
«Строительство транспортной развязки на пересечении Краснопутиловской улицы с железнодорожными путями Автовской и Портовой линий предусмотрено с 2029 по 2038 год, – ответили 29 апреля жителям из секретариата врио губернатора Беглова. – Мы постараемся пересмотреть наши планы и при наличии необходимого финансирования учесть строительство данного объекта в ближайшей перспективе. Также рассматривается вопрос привлечения внебюджетных источников финансирования».
В октябре прошлого года «Фонтанка» рассказывала, что «Российские железные дороги» собираются отремонтировать за свой счет Цимбалинский путепровод, по которому курсируют «Сапсаны», и предлагают правительствам Петербурга и Ленобласти построить полтора десятка новых за счет региональных бюджетов. В их числе оказался и путепровод на Краснопутиловской. Сообщалось, что проекты могут начать реализовывать в 2019 году, а строительство всех развязок планируется завершить к 2024-му. Но пока никакой конкретики нет.
Илья Казаков, «Фонтанка.ру»