Ретейлеры раскритиковали инициативу выгнать их из жилых домов, предрекая смерть малого бизнеса. Но не придумали, как еще помочь государству блюсти покой граждан.
Свое видение, как ограничить торговлю в многоквартирных домах, правительство РФ должно представить президенту 1 июня. Участники рынка предполагают, что соответствующее поручение Владимира Путина могло стать реакцией на состоявшееся в Казани обсуждение нацпроекта «Жильё и городская среда». Тогда один из участников дискуссии поинтересовался у главы государства «системой фильтрации» для коммерческих помещений в жилых домах. «Магазины – это хорошо, но выше этажом люди живут, а там запахи и шум, и так далее», – согласился Владимир Путин.
Как рассказали «Фонтанке» участники рынка, проработкой предложений занимаются Минстрой и Минпромторг, которые уже провели несколько рабочих групп с бизнесом. На них конкретики не добавилось. «Запрет на первых этажах торговли и услуг обсуждается в общем. То есть сюда попадут продуктовые магазины, ремонтные мастерские, точки продажи разливного пива, суши-шопы и так далее», – пояснила «Фонтанке» представитель «Ленты». По ее словам, ограничения должны в первую очередь коснуться новых зданий. «С учетом недавно принятого ужесточения правил перевода из жилого фонда в нежилой, это выглядит нерадостно», – отмечают в пресс-службе ретейлера. Но другой участник обсуждений сообщил, что ведомства интересовались у бизнеса и мнением насчет вывода из жилого фонда уже действующих точек. При этом речь идет не о каких-то отдельных нежелательных форматах, но о торговле и услугах в целом.
В Ассоциации компаний розничной торговли (АКОРТ), объединяющей крупнейших ретейлеров, суть обсуждаемых ограничений не прокомментировали. Но, по предварительным расчетам ассоциации, в случае их введения торговые сети недосчитаются 20% магазинов в формате «у дома», а небольшие ретейлеры – и вовсе половины всех торговых точек. «Это может спровоцировать снижение товарооборота, падение выручки, существенное сокращение рабочих мест в сегменте малого и среднего бизнеса, уменьшение налоговых поступлений, ослабление конкуренции, рост цен», – прокомментировал «Фонтанке» глава организации Сергей Беляков.
При этом тотальный запрет торговли в многоквартирных домах вовсе не добавит комфорта городской среде. Поток покупателей в магазинах и предприятий услуг во встроенных помещениях в среднем на 10% больше, чем в отдельно стоящих торговых точках, а значит, они востребованы населением.
Комфорт и безопасность жителей вполне обеспечивают санитарные правила, которые устанавливают требования к режиму работы магазинов и доставке товаров, к уровню допустимого шума, работе отопления и вентиляции, считает Сергей Беляков. Чтобы соответствовать им, ретейлеры придерживаются удобного для жильцов графика поставок товара и вывоза мусора, ставят шумо- и виброизоляцию и даже готовы за свой счет устанавливать жильцам стеклопакеты. Соблюдение правил контролируется Роспотребнадзором, прокуратурой, муниципальными и общественными контролирующими организациями, указал он.
Но надзор не всегда эффективен. К примеру, «Фонтанка» писала о войне итальянского музыканта Андреа Бартелуччи с шумными холодильниками сети «Дикси». Несмотря на решение суда о приостановке деятельности, ретейлер продолжил смущать покой жильца. Не слишком успешна и борьба жителей улицы Рубинштейна с соседями-барменами. Ни размещение в одной парадной с обычными квартирами, ни продажа алкоголя без лицензии, ни ночная музыка, зафиксированные профильными ведомствами, не заставили их прекратить работу.
Сами ретейлеры признают, что правилам игры следуют не все. Но конфликты с жильцами - скорее исключение, и происходят по вине недобросовестных игроков, считают в «Ленте». «Неправильно, если из-за них будут страдать остальные», – прокомментировала представитель ретейлера.
Идеями того, как все же обеспечить гражданам комфортное соседство, сети не поделились. Зато видение есть у малого бизнеса. «Большое количество норм и запретов как раз и приводит к тому, что не все они выполняются», – сообщил «Фонтанке» исполнительный директор Союза малых предприятий Владимир Меньшиков. По его словам, число требований к магазинам в жилых домах нужно, напротив, снизить, но зато ужесточить ответственность за их нарушение.
Тотальный запрет торговли в жилых домах, по мнению главы ассоциации, маловероятен. «Для Петербурга это бы означало смерть малого бизнеса», – пояснил Владимир Меньшиков. Понесет потери и город, который сдает и продает предпринимателям большое количество такой недвижимости, напоминает он.
Опасения по поводу инициативы высказывают и застройщики. «Размещение на первых этажах сервисов для жильцов — это общемировая практика», – говорит вице-президент Российской гильдии управляющих и девелоперов Вячеслав Семененко. По его словам, мнением ассоциации правительство на этот счет пока не интересовалось. Но общая позиция совпадает с видением ретейлеров: меньше ограничений, особенно для малого бизнеса.
С финальной версией предложений, которые чиновники направят президенту, представители бизнеса не знакомы. В Минстрое на момент публикации на запрос «Фонтанки» не ответили. В Минпромторге сообщили, что уже изучали вопрос ограничения торговли и услуг для обеспечения комфорта граждан — в рамках обсуждения законопроекта об ужесточении правил перевода жилых помещений в многоквартирных домах в нежилой фонд. Поправки в Жилищный кодекс, принятые Госдумой в третьем чтении 21 мая, предписывают получать письменное согласие всех соседей помещения, которое меняет статус, и одобрение большинства жителей подъезда. Уже эти меры несут риски для бизнеса.
«Показатели обеспеченности населения торговыми площадями в России зачастую в 2-3 раза ниже, чем на Западе», – сообщили в Минпромторге. Но ведомство уже нашло для торговцев выход — в разработанных ими поправках в закон о торговле существенно упрощается размещение автолавок. «Принятие данного законопроекта как раз бы решило многие проблемы малых предпринимателей, так как позволило размещать торговые объекты не только в домах, но и в павильонах, киосках», – отметили в ведомстве.
Галина Бояркова,
«Фонтанка.ру»