Силовики Петербурга доказали: мелкие поставщики беззащитны перед сетями. Закупщики «Полушки» требуют от предпринимателей половину денег, которые причитаются им за товар. Схема признана ненаказуемой.
После статьи «Фонтанки» «Как долги толкнули многодетную маму на блокаду «Полушки» экономическая полиция города составила героине компанию. Найти единомышленника среди коммерсантов было несложно – в арбитраже с «Полушкой» судятся десятки. Аудиозаписи и прослушивание телефонов подтвердили: чтобы коммерсанту получить свои деньги за поставленный товар, он должен отдать вперед 50% от суммы.
Сегодня где-то в следствии полицейского главка скучает материал, полученный из Управления экономической безопасности. А все начиналось резво.
Около 16 часов 24 мая СОБР вошел в офис холдинга «Продовольственная биржа», что в Масляном переулке возле Обводного канала. Незадолго до этого туда заглядывал петербургский предприниматель. Предпоследний раз он отдал полтора миллиона наличными, и только тогда ему вернули на счет его же три миллиона за продукты, поставленные в «Полушку». Наконец, он вновь передал полтора за следующие свои три миллиона.
Уверения в том, что в противном случае он не увидит ничего из своих денег, так как торговая сеть находится в предбанкротном состоянии, тоже записаны. (Ранее «Фонтанка» сообщала, что «Полушка» падает.) В текстах слышны и заверения, что так менеджеры работают по указанию руководства. При этом мотивы употреблялись благородные – надо же платить зарплату работникам сети. Контрдовод «А моим – не надо?» – не действовал.
К 18 часам того же дня в Следственном комитете на Мойке оказались директор по закупкам Валенков и бухгалтер Федорова. Меченые купюры также вынули из кассы. Говорят, они начали признавать свою неправоту еще на подъезде в кабинеты. Еще через пару часов с адвокатом прибыл вице-президент по коммерции «Продовольственной биржи» Михаил Ломоносов. Ничто не предвещало им хорошего вечера. Следователь начал легко печатать постановление о возбуждении уголовного дела по статье 204 УК – «Коммерческий подкуп». По информации «Фонтанки», Ломоносов давать комментарии отказался и его собирались чуть ли не задержать на пару ночей. Оставалось согласовать с городской прокуратурой, до которой пешком минут пять. И тут показалась теория государства и права.
По мнению надзора, коммерческого подкупа при такой комбинации быть не может, так как задержанные формально не являются должностными лицами «Любавушки ритейл групп», что управляет «Полушкой». Кстати, как известно «Фонтанке», не в одной «Любавушке» структуры раздроблены на непонятные лавки. «Схема кривая. Многие сетевики занимаются подобной ерундой», – прокомментировал журналисту «Фонтанки» один из участников процесса.
В СК попытались парировать. Мол, если они не могли влиять на выплату денег, а деньги платятся по договору, по которому они и должны платиться, – получается мошенничество. Следствие бодро рождает новое постановление с другим составом. Вновь идет команда – стоять. Ввиду того, что и обмана здесь нет – деньги бизнесмену перевели, а то, что он заплатил за это половину кешем – это своего рода коллекторские услуги. Действительно, любопытная модель.
К нервной ночи менеджеров удивили: «Всем спасибо, все свободны, не забывайте свои вещи». Они разошлись очарованные.
Куда-то надо было девать макулатуру в виде протоколов изъятия, самих крапленых денег, звуковых дорожек. Место нашли. Раз мошенничество – это все же в большинстве случаев подследственность полицейская, то документы скинули в Главное следственное управление. Поверьте, на порученную тебе чужую неудачу любой смотрит с раздражением.
В утраченных силах и средствах при столкновении с капиталистической законностью есть плюс. С момента реализации на «Продовольственной бирже» прекратили взимать оброк. Диалектика же в том, что это вовсе не означает полного расчета с предпринимателями.
«Фонтанка» запросила комментарий всех участников конфликта этой истории, но пока не получила ответа.
Евгений Вышенков, «Фонтанка.ру»