АСИ — находка для шпиона. Почему не всякое благоустройство Кронштадта одинаково полезно

3811
фото: Агентство стратегических инвестиций
фото: Агентство стратегических инвестиций
ПоделитьсяПоделиться

Агентство стратегических инициатив засветило секретные объекты Минобороны и выявило масштабное нарушение закона со стороны военнослужащих в Кронштадте.

«Первая в России карта городских сообществ», как ее назвали авторы, была показана в рамках Петербургского международного экономического форума. Практику «визуализировать различные целевые группы жителей и их интересы в городе» обкатали на Кронштадте. Предполагается, что правительственное АСИ продолжит «работы по картированию сообществ российских городов». «Фонтанка» считает своим долгом предупредить — мониторинг GPS-сигналов и последующая публикация занимательных картинок служат службу внешним разведкам. Польза заключается в том, что руководству Минобороны следует увидеть, как личный состав относится к закону о запрете смартфонов.

Туристический потенциал Кронштадта последнее десятилетие пытаются раскопать сотнями проектов разной степени крупности. Один из таких – «Реконструкция форта РИФ», что входит в программу правительственного Агентства стратегических инициатив (АСИ) «100 городских лидеров». Карту городских сообществ на прошедшем в начале июня ПМЭФ презентовала руководитель Центра городских компетенций АСИ Татьяна Журавлева. «Особый интерес на карте вызывает распределение молодежных и детских локаций в этом городе», – сказала она.

ПоделитьсяПоделиться

Как пояснила Татьяна Журавлева «Фонтанке», в основу исследования легли данные сотового оператора «Билайн», который выступает партнером АСИ. Оператор сообщил, сколько в Кронштадте абонентов в возрасте от 18 до 22 и от 22 до 28 лет, а затем предоставил трафик распределения их по городу. «Дальше туда накладываются еще несколько слоев: информация с TimePad (онлайн-сервис организации событий), афиша, соцсети (по геометкам) «ВКонтакте», «Фейсбук» и «Инстаграм». То есть это совокупность анализа больших данных», – перечислила Журавлева. 

В результате совокупного анализа была составлена карта, где сиреневыми или, как называет их сама Журавлева, фиолетовыми квадратиками отмечены места, где доля молодежи превышает 20 процентов. В большинстве своем эти локации в Кронштадте принято считать необитаемыми. Масштабный интерес к ним со стороны юных не насторожил АСИ, а привел к выводу, что точки притяжения необходимо благоустроить.

Если по-простому: они решили, что раз на этих «пустырях» молодежь пьет пиво, значит, взрослые должны прийти, пиво отобрать, скамейки поставить, к прекрасному привлечь. Задача может оказаться невыполнимой. И не потому, что вся прелесть в пустыре заключается как раз в том, что он – пустырь. 

Агентство стратегических инвестиций
ПоделитьсяПоделиться

Нетрудно посчитать, что сиреневых квадратиков на карте АСИ всего 14. Преимущественно «места силы» удалены от центральных улиц Кронштадта и не совпадают географически с парками и скверами. В ряде случаев молодежный интерес вполне объясним, так как речь идет о конноспортивном клубе, лодочной станции и форте Константин. Еще одно понятное место — комплекс мортирных батарей в юго-восточной части острова, где расположен парк «Патриот». 

«Фонтанка» не будет указывать конкретные точки, где расположены учебные центры главкомата ВМФ, экспериментальные лаборатории и действующие позиции сил противовоздушной обороны. Скажем только, что фиксация здесь GPS-сигналов свидетельствует еще об одной проблеме — военнослужащие Российской Федерации массово презирают принятый в марте этого года закон, который запрещает им использовать во время службы гаджеты с геолокацией.  

Одним из партнеров Агентства стратегических инициатив при составлении карты выступило ООО «Хабидатум Лаб». «Там есть такой инструмент хронотоп,  – поделилась Татьяна Журавлева. – Такой черный ящик, который загружает все данные, и на выходе выходит то, что нам нужно. Плюс туда (в процесс составления карты) добавилось несколько дополнительных программных кодов, которые мы создали, это алгоритмы, которые позволяют нам выявить такое распределение в пространстве». 

Основным видом деятельности ООО «Хабидатум Лаб» указана разработка компьютерного программного обеспечения. В Москве фирма зарегистрирована в 2016 году, офис головной компании — Habidatum International — находится в Нью-Йорке. Президентом американской «матери» и генеральным директором российской «дочки» система СПАРК называет одно лицо — Алексея Новикова. В 2016-м «Коммерсант» писал о нем как о выпускнике МГУ и сообщал, что Habidatum занимается анализом и визуализацией данных для инфраструктурных проектов в сфере транспорта, недвижимости, развития территории и городской экономики. 

С этой целью была разработана платформа для сбора и обработки информации, с защитой которой жители России зачастую бывают беспечны. Анализ производится на основе сигналов сотовых телефонов, данных геолокации и информации из соцсетей и игровых гаджетов. 

Как рассказала «Фонтанке» Татьяна Журавлева, с Министерством обороны агентство воистину стратегических инициатив полученным результатом не делилось. «В этом смысле нам военные пока не нужны, – сообщила она. – Нам важно было привязать этот трафик весь к объектности. Если вы видите, у нас на карте есть отдельные значки, где у нас находится храм, где у нас находятся форты, где у нас находятся казармы».  

- Понимаете, Татьяна. Дело не  в том, где храм, а где казармы. Дело в том, что места повышенной активности, вот эти сиреневые, пусть будут фиолетовые квадратики, – это секретные объекты Минобороны.

– Это прекрасно! – восхитилась Журавлева. – Это говорит нам об многом. Это говорит нам о том, что молодежь идет туда, куда нельзя. 

- Боюсь, что это говорит нам о том, где находятся действующие военнослужащие, и они пользуются мобильными телефонами.

– Ну не только, я думаю. Потому что, смотрите, если мы говорим про форт...

- Я говорю сейчас не про форт. Сиреневый квадратик только в одном форте, и это не Риф. Это Константин, развитое туристическое место, там действительно много молодежи. Из четырнадцати квадратиков — десять объекты Минобороны.

– (Пауза) Ну, хорошо. Хорошо. Надо внимательнее посмотреть, если там объекты закрытые, если там находятся казарменные части, то...

- Там находятся не казарменные части. Там находятся военные объекты. Секретные. Это закрытые данные. Может быть, при распространении на другие города есть смысл быть в контакте с Минобороны? Потому что вы невольно раскрываете объекты, которые не должны быть раскрыты. А есть службы, которые очень быстро сообразят, уже сообразили, что это за подозрительная активность молодежи «на пустырях».

– Хорошо. Мы учтём в дальнейшей работе. Следующая карта – Ижевск и Тюмень.

 «Фонтанка» направила официальный запрос Министерству обороны. С учетом того, что за последние десять лет Минобороны только единожды ответило на запрос редакции (опровергнув переезд впоследствии переехавшего Суворовского училища), просим считать данную публикацию предупреждением о потенциальной угрозе безопасности государства.

Юлия Никитина, «Фонтанка.ру»

Агентство стратегических инвестиций

В январе 2018 года издание Washington Post обратило внимание на The Global Heat Map. Для создания своей карты компания Strava использовала спутниковые данные о местонахождении и передвижениях пользователей фитнес-трекеров. Таким образом среди пустынь Ирака, Сирии, Афганиста и Африки были обнаружены американские военные базы. Карта находилась в общем доступе несколько месяцев. После того как пресса обратила на нее внимание, Минобороны США запретило своим военнослужащим использовать приложения на смартфонах, определяющих геопозицию.

ЛАЙК0
СМЕХ0
УДИВЛЕНИЕ0
ГНЕВ0
ПЕЧАЛЬ0

ПРИСОЕДИНИТЬСЯ

Самые яркие фото и видео дня — в наших группах в социальных сетях

Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter

сообщить новость

Отправьте свою новость в редакцию, расскажите о проблеме или подкиньте тему для публикации. Сюда же загружайте ваше видео и фото.

close