Грузооборот петербургского порта практически не растет, и особых надежд на оживление не наблюдается. В этой ситуации небольшим игрокам приходится рисковать, вкладывая в развитие без гарантий возврата инвестиций.
По данным Администрации морских портов Балтики, рост грузооборота в порту Петербурга за пять месяцев 2019 года составил 1%. Это всего плюс 280 тыс. тонн, что могло бы сойти за статистическую погрешность. В этой ситуации участникам морского бизнеса приходится очень тщательно выбирать, на что делать ставку.
В Петербурге растет перевалка цветных металлов (+27%), контейнеров (+8%) и нефтепродуктов (4%). Именно они и не дают пока динамике грузооборота скатиться в минус. Однако большинство остальных крупных номенклатур сокращаются: удобрения и рефрижераторы — минус 5%, накатные грузы — минус 8%, металлолом — минус 15%, черные металлы — минус 21%. Прибавка на десятки процентов в зерне и коксе — локальные истории, которые все вместе дают порту не больше сотни тысяч тонн и общей погоды не меняют.
На этом фоне портовое сообщество обсуждает, когда же окончательно сойдет на нет работа некогда перспективного терминала «Моби Дик» и кто из других мелких игроков может поменять владельца. Все остальные темы, кажется, неинтересны. Перманентные пересуды о том, что было бы неплохо рано или поздно вывести порт из города и застроить его чем-то прекрасно-селитебным, уже даже не вызывают улыбки у портовиков — не говоря уже об остром негодовании, как было еще лет десять назад. Недлинные пересуды вызывают новости о том, где опять всплывает отставной подводник Илья Трабер. В остальном — болото, как и при Петре I. Разве что из Эквадора привезут что-то забавное, а потом опять — тишина.
Тем интереснее следить за сообщениями об инвестиционных проектах в пределах городского порта. А они периодически появляются — от многомиллиардного преобразования «Петербургского нефтяного терминала» и расширения «Петролеспорта» с захватом новых островов до совсем небольших проектов, как в «Рыбном порту».
Если смотреть на успехи каждого из двух десятков петербургских стивидоров, можно отметить, что за год произошли изменения в тройке лидеров. Со второго на четвертое место опустился в прошлом крупнейший игрок рынка ОАО «Морской порт Санкт-Петербург» – всего 2,4 млн тонн. За четыре месяца 2019 года компания потеряла 9% грузооборота по сравнению с соответствующим периодом прошлого года, или 230 тыс. тонн. С пятого на третье место поднялся «Петербургский нефтяной терминал»: несмотря на негативную конъюнктуру на мировых нефтяных рынках, компании удалось даже немного нарастить грузооборот, в то время как соседи по рейтингу, «Морпорт СПб» и «Балтийский балкерный терминал» показывали отрицательную динамику.
Несомненный лидер по приросту грузооборота — ООО «Феникс», оператор контейнерного терминала в Бронке. Прибавив 465 тыс. тонн за 4 месяца года по сравнению с 2018 годом (+67%), «Феникс» поднялся с девятого на седьмое место, потеснив «Неву-металл» и «Рыбный порт».
Самую грустную номинацию «Потери года» получает кронштадтское ООО «Моби Дик». Вместо 367 тыс. тонн за четыре месяца, показанных в прошлом году, теперь у этого терминала всего 66,5 тыс. тонн. Меньше — только у зажатого со всех сторон территорией «Северной верфи» оператора «КЦТЛ», перегружающего понемногу груженые фуры на паромах «Морского фасада». Смысл существования оторванного от основных портовых площадок «Моби Дика» в таких условиях представляется опрошенным «Фонтанкой» экспертам загадкой.
«Интерферрум-металл», оперирующий двумя причалами в самой глубине Большой Турухтанной гавани, демонстрирует более чем десятипроцентное падение оборотов. «За несколько предыдущих лет мы провели серьезную модернизацию, расширили подъездные железнодорожные пути, увеличили глубину у причалов, так что теперь вышли на тот рубеж, на котором планируем работать», – рассказала «Фонтанке» гендиректор терминала Наталия Багаева. Этот терминал традиционно перегружает нефтепродукты, и, несмотря на падающую год от года выручку (согласно последней отчетности в СПАРК), о смене концепции речь пока, похоже, не идет. «К сожалению, санкции есть санкции, и порт получает не столько грузов, сколько бы хотелось», – говорит Наталия Багаева.
Можно сказать, что потеряли интерес к своему активу владельцы ОАО «БСЗМ», владельцы трех причалов в Большой Турухтанной гавани. Несмотря на заметный рост грузооборота по итогам четырех месяцев года (+33,4%), на сайте компании размещено объявление о продаже участка площадью 11,7 га с причалами за $190 млн. Потенциальному инвестору предлагают развивать терминал либо как наливной, для перевалки 5 млн тонн нефтепродуктов, либо как контейнерный — на 500 тыс. TEUs. В первом случае к цене земли придется добавить $80 млн, во втором – $100 млн. Примечательно, что совсем недавно, в конце 2018 года знаменитый петербургский предприниматель Илья Трабер официально стал владельцем 100% долей в ООО «Росэст», крупнейшем акционере БСЗМ.
Слухи о продаже активов в среде портовиков ходят и насчет соседей, ООО «Рыбный порт», крупнейшего из независимых стивидоров порта. Тем не менее его генеральный директор Светлана Боровкова рассказала «Фонтанке», что никаких оснований для этих разговоров нет. Хотя в компании действительно происходит реструктуризация структуры собственников, это делается вовсе не в качестве предпродажной подготовки, а наоборот, в рамках планов развития. К примеру, сейчас «Рыбный порт» полностью закрыл все свои кредиты.
Кроме того, не так давно стивидор, традиционно специализирующийся на перегрузке контейнеров, рефрижераторов и рыбы, освоил новую для себя номенклатуру — химические грузы, в первую очередь удобрения. Ранее технологически удавалось перегружать их только в бигбэгах, а после недавно проведенной небольшой и относительно недорогой модернизации (около $2 млн), появилась возможность предложить клиентам услуги по перегрузке удобрений в контейнеры, что серьезно повышает привлекательность терминала. С другой стороны, под боком у «Рыбного порта» – специализированный «Балтийский балкерный терминал», который в последнее время демонстрирует заметное сокращение объемов перевалки удобрений. Как в таких условиях будет развиваться химическое направление деятельности «Рыбного порта», пока прогнозировать трудно.
Один из немногих независимых стивидоров порта, который показывает по итогам 4 месяцев 2019 года положительную динамику (+2,7%), – ООО «МГС-Терминал». К тому же почти все последние годы компания демонстрировала стабильный рост выручки на десятки процентов. С 2013 по 2017 год она увеличилась почти в 3,5 раза, до 375 млн рублей, причем рентабельность по выручке всегда превышала 10%.
Как пояснил «Фонтанке» коммерческий директор «МГС-Терминала» Виктор Худобин, это было следствием серьезной модернизации инфраструктуры, в которую было вложено несколько миллионов долларов. Она завершилась в 2018 году, в результате чего заметно выросла пропускная способность терминала, специализирующегося на фруктах и рыбе. В прошлом году из-за общей неблагоприятной конъюнктуры традиционных для компании грузов стало не хватать, и выручка «просела» примерно на 7%. В этом году Виктор Худобин ожидает возвращения к рекордным показателям и говорит о намерениях расширить номенклатуру обрабатываемых грузов. Так, планируется начать работу с экспортом пиломатериалов, а также импортом удобрений (конкуренты в основном их экспортируют).
«Коммерческий центр транспорт и лес» – в аутсайдерах рейтинга грузооборота по итогам 4 месяцев 2019 года, однако его руководство и владельцы полны оптимизма. По словам Юлии Абросимовой, гендиректора компании, в прошлом году были освоены новые грузы — топливные гранулы и зерно. Сейчас учет объемов перевалки изменился по сравнению с прошлым годом, так что реальная ситуация — лучше, чем показывают сухие цифры статистики, говорит Юлия Абросимова. Кроме того, планируется серьезная модернизация инфраструктуры, и в целом перспективы для развития терминала руководству кажутся вполне осязаемыми.
Денис Лебедев, «Фонтанка.ру»