Художник, задержанный в день «Алых парусов» с абсурдистским лозунгом «Пудинг лор» объяснил «Фонтанке», как понимать его мощное блюдо.
Словосочетание «Пудинг лор» мгновенно стало мемом, высеченным в виртуальном граните, а полицейские четыре часа думали, что делать с его автором — художником Алексеем Соловьевым. Теперь за его художество грозит 30-тысячный штраф или 10 суток ареста по статье 20.2 часть 2 КоАП («Организация либо проведение публичного мероприятия без подачи в установленном порядке уведомления о проведении публичного мероприятия»). Изъятый в качестве улики плакат покоится в недрах правоохранительной системы и растет в цене, а лозунг вот-вот станет модным принтом для футболок.
«Фонтанке» Соловьев рассказал, почему все читают и цитируют его плакат неправильно. Проблема – во врожденной грамотности петербуржцев, в том числе полицейских – они увидели тире, которого на самом деле нет. Обвинители художника указывают, что Соловьеву не хватило метров.
Соловьев был задержан 23 июня около 19 часов вечера у Гостиного двора. В 18 часов там началась несогласованная акция против полицейского произвола. Кроме Соловьева в участок отправились еще двое — Владимир Казак, пришедший на акцию в самодельных колодках, и Александр Васильев, на чьем плакате упоминалась фамилия Путина. Вечером того же дня Владимира Казака отпустили. Александр Васильев, как и Алексей Соловьев, ожидает суда.
Рандомные слова – виньетка ложной сути
– Как вы оцениваете процессуальные перспективы вашего дела?
– Презумпция невиновности существует. Чтобы меня осудить, надо доказать мою вину. Если сотрудники полиции увидели в моем лозунге что-то антиправительственное, призывающее к агрессии в адрес властей, пусть докажут. Проведут экспертизу, на основании которой будет доказано, что это был лозунг против власти. Не докажут — значит, я невиновен, и меня насильно удерживали в полицейском участке больше суток. И за это передо мной должны как минимум извиниться те сотрудники полиции, которые нарушали мои права.
– Так претензии к содержанию плаката или к расстоянию до других пикетчиков, когда вы стояли на Невском?
– А вот тут 50 на 50. Когда меня задержали, никто мне не объяснил, за что. И в участке я все время спрашивал: в чем дело? Потому что, если ни в чем, я бы лучше на «Алые паруса» пошел. Мне каждый раз отвечали: «Подождите, сейчас к вам спустятся. Еще пять минуток». И так четыре часа подряд. Никто из полицейских никакой агрессии в мой адрес не выражал. Все понимали, что я просто попал под горячую руку, потому что мой плакат вызвал резонанс и вокруг меня столпилось много народу. В итоге в административном протоколе написано, что я организовал антиправительственный митинг. И своим пикетом призывал чуть ли не к свержению власти. Еще там было написано, что мой одиночный пикет проходил менее чем в 20 метрах от пикетчиков в защиту репрессированных репортеров. Это неправда.
– Вокруг вас кто-то ходил с рулеткой или линейкой?
– Никаких замеров я не видел. Я спросил у своего правозащитника, как полиция будет доказывать, что я стоял менее чем в 20 метрах от пикетчиков. На что он сказал: тот факт, что меня взяли за пикетирование в антиправительственных целях, уже свершился. И остается надеяться, что меня не арестуют на 10 суток, а я просто заплачу штраф. После задержания меня сутки продержали в участке, после чего нам с адвокатом удалось добиться переноса суда на 1 июля.
– Как родился лозунг «Пудинг лор»?
– Ничего сногсшибательного. Мы просто шли с другом по улице, и идея плаката для какой-нибудь акции родилась сама собой.
– Вы предполагали такой успех?
– Я не думал, что это грозит мне столь печальными последствиями. Я понимал, что в наше время всякое может случиться. Людей с чистыми листами бумаги увозили в отделения. И даже без листов увозили. Но такого резонанса не ожидал.
– Вы часто участвуете в акциях протеста?
– До этого я ходил на митинги, но не был оратором или активистом, ходил «ради толпы», посмотреть, поддержать людей.
– Кто может оскорбиться лозунгом «Пудинг лор»?
– Люди в Интернете после слова «пудинг» ставят тире. Мол, «пудинг — лор». Я на своем плакате тире не ставил. Это была абстрактная акция, упоминание двух рандомных слов. Я хотел обратить внимание общества на существование такого мощного блюда, как пудинг, и существование такой профессии, как лор. Я уважаю этих врачей. Я считаю, что они заслуживают внимания.
– Если бы вы знали, что все так повернется, вышли бы со своим плакатом?
– Да, конечно, вышел бы.
– Зачем?
– Я хотел показать свою гражданскую позицию, что я имею право выйти и сказать то, что я думаю. А думал я на тот момент о пудинге. Вот я о нем и высказался.
– Вы говорите, что вы художник. А где ваши работы можно посмотреть?
– В моем «Инстаграме». В основном я рисую в стиле поп-арт, осваиваю азы диджитала. Хочу освоить дизайн и воплощать свои идеи в Интернете с помощью фотошопа. Периодически поступают небольшие заказики: портрет нарисовать или эскиз для тату. Это довольно неплохой фриланс.
– А не планируете на «Пудинг лоре» зарабатывать? Это же практически – как смайлик из фильма «Форрест Гамп».
– Я был бы очень рад. Когда я готовился ко сну у себя в камере, я задумался, что было бы неплохо напечатать на футболке «И все-таки пудинг лор!» и выйти в ней на какой-нибудь митинг. Сейчас я придумываю логотип с «пудингом». Было бы неплохо сделать с ним какой-нибудь мерч. Когда у меня изымали мой плакат в присутствии понятых, полицейские смеялись. Я бы был счастлив, если бы я доказал, что невиновен, и мне бы мой плакат вернули.
– Теперь это ценный артефакт?
– Да. Может, я хочу его продать на eBay.
Венера Галеева, «Фонтанка.ру»