Первый полицейский Петербурга приказал поменьше задерживать обычных наркоманов. Его цель - сбытчики. Копы интересуются: «А со статистикой что будем делать?» «Фонтанке» показали на выход из тупика.
«О каждом случае задержания лиц по подозрению в совершении преступлений в сфере незаконного оборота наркотических средств и психотропных веществ незамедлительно уведомлять дежурного сотрудника Управления собственной безопасности ГУ МВД для реализации комплекса мер по обеспечению соблюдения сотрудниками ГУ МВД конституционных прав граждан», – приказал подчиненным 26 июня начальник полицейского главка Петербурга и Ленобласти Роман Плугин.
Как видите, в документе речь идет о статьях УК в диапазоне от 228-й до 234-й. То есть собраны все нормы, так или иначе связанные с незаконным наркооборотом. Но фраза Плугина по поводу информирования в каждом случае собственной безопасности касается прежде всего части первой статьи 228 УК – хранение. То есть он про все те тысячи задержаний, после которых из карманов или из поклажи оперативники вытаскивают по чуть-чуть наркотиков.
Кстати, по информации «Фонтанки», приказ Плугина не является реакцией на федеральное событие, связанное с арестом и освобождением журналиста Голунова. Насколько нашему изданию известно, в ГУ МВД недавно проанализировали статистику по районам, связанную с наркотиками. Вышло предсказуемо: подавляющее количество уголовных дел возбуждено по хранению. Это, как говорится, и напрягло генерал-майора. Говорят, его мнение близко к обывательской точке зрения – надо лупить не по больным наркоманам, а по здоровым сбытчикам. Что касается захода про конституционные права, то как-то надо же обосновывать официальное распоряжение.
Если озаботиться по поводу особого мнения сотен оперативников уголовного розыска на земле, то они и сами далеки от мысли, что главный враг общества – наркоман. Другое дело, что статистику никто не отменял, и вряд ли это удастся Роману Плугину. «Фонтанка» цитирует их.
– Территория делает показатель как раз на хранении. Это самое легкое. Заниматься сбытом у нас нет ни сил, ни времени. Это должны делать в управлении наркоконтроля, – доходчиво парировал «Фонтанке» один из собеседников в отделе полиции.
– Сегодня и этот рынок захвачен технологиями. Наркоту покупают через анонимные приложения. Все знают про закладки. На земле нет возможностей взламывать их системы. Эти вопросы к управлению «К», – объясняет трудности другой.
– Мы все поняли: журналистов трогать нельзя. А мигрантов можно? Они, говорят, курят что-то постоянно, – нервно реагирует на наш звонок третий.
По словам собеседника в ГУ МВД, Плугин не похож на ненормального, чтобы вовсе запретить задерживать за хранение. «Соотношение таких задержаний – вот в чем вопрос, – по-гамлетовски настаивает он и добавляет: – Нужен рост дел по сбыту, а не чёс по торчкам».
Также нам заметили, что все, конечно, зависит от места и ситуации.
Например, понятно, что в метро дилерами не пахнет, а досмотры там иногда заканчиваются обнаружением наркотиков. Так что если полицейские в подземке могут вздохнуть, то наверху их настроение удачно выразил один из респондентов «Фонтанки»: «Я не понимаю, что происходит, но захотелось на пенсию».
Также «Фонтанка» несколько раз услышала вполне системное предложение: «Надо просто взять часть первую статьи два-два-восемь, да отменить. Перевести ее в административку. И всё – покончим сразу и с этой бредовой статистикой. С подбрасываниями наркошам и ненаркошам тоже покончим. Административное нарушение никогда не являлось и не будет считаться показателем для розыска».
Евгений Вышенков, «Фонтанка.ру»