Светское государство и религиозная часть общества нащупали ещё одну чувствительную точку в своих взаимоотношениях. Разногласия ставят под вопрос существование храма, который расположен на территории режимного объекта — главкомата ВМФ России.
О том, что над храмом святителя Спиридона Тримифунтского Чудотворца при Главном штабе ВМФ в Адмиралтействе сгустились тучи, «Фонтанке» рассказал настоятель прихода протоиерей Александр Пелин. По состоянию на 27 июня, храм фактически не осуществляет свою деятельность. Приостановка связана с решением нового главкома ВМФ Николая Евменова, который приказал закрыть гражданским доступ на территорию военной части.
Как пояснили «Фонтанке» в главкомате, решение продиктовано заботой о безопасности. Свободный вход был возможен, пока основные корпуса Адмиралтейства находились на реставрации. Теперь работы в финальной стадии, в историческом здании полноправно разместилась боевая единица Минобороны со всеми вытекающими режимами секретности.
Отдельно в главкомате подчеркивают, что храм изначально создавался как объект внутреннего пользования, его прихожанами должны стать офицеры ВМФ и курсанты дислоцирующегося здесь же училища им. Дзержинского.
Протоиерей Александр Пелин уже обратился за помощью к митрополиту Санкт-Петербургскому и Ладожскому Варсонофию, а тот официальным письмом адресовал адмиралу Евменову просьбу вернуть ситуацию в изначальную точку и открыть двери со стороны Адмиралтейской набережной. Государственные интересы в этом случае, считает он, ни в коей мере не могут быть попраны, так как проход из храма в штабные коридоры блокирован бронированной дверью.
Храм святителя Спиридона Тримифунтского Чудотворца при Главном штабе ВМФ в Адмиралтействе был возрождён в 2013 году при главкоме Викторе Чиркове. Фактически действовать начал в 2016-м. К июню 2019-го, по словам Александра Пелина, храм посещали несколько тысяч человек еженедельно. На воскресную службу собиралась примерно сотня прихожан, численность объясняется небольшими размерами церковного зала.
Превращение храма в сугубо военный объект ставит под угрозу само его существование, говорит Пелин. Дело в том, что жалованье служители получали за счёт пожертвований от гражданских. Сейчас в штате состоят три священнослужителя, пять административно-хозяйственных помощников и четверо певцов церковного хора. Допуск на территорию Адмиралтейства есть только у Пелина.
Если флотское командование останется твёрдым в своём решении, придётся поднимать вопрос о штатной единице военного священника и об оплате его работы за счёт бюджетных средств.