Самая большая в мире трехмерная панорама о Великой Отечественной войне откроется в сентябре в общественном пространстве на Васильевском острове. Для команды «Невский баталист» это шанс показать все, что они умеют, и привлечь новую аудиторию.
В январе 2018 года Владимир Путин приехал в новый музей-панораму «Прорыв» под Кировском и спросил у ее автора Дмитрия Поштаренко о творческих планах. Результат короткого диалога с первым лицом — трехмерная панорама «Память говорит. Дорога через войну». Она займет 2000 квадратных метров и покажет 8 сюжетов с более чем 70 персонажами и станет самой большой экспозицией такого рода в мире.
Команда Поштаренко «Невский баталист» со времен «Подвига знаменосцев» в Ленэкспо создала уже с десяток экспозиций на тему войны в разных регионах. Но «Дорога через войну» будет принципиально отличаться от всего, что команда делала раньше — не только масштабами, но и эмоциями, которые должны получить посетители. Есть риск, что зрителей станет меньше. Но Дмитрий Поштаренко уверен, что так будет правильно.
Костюмерный цех «Невского баталиста» в «Севкабеле» похож на кадры из документального фильма о съемках «Игры престолов»: на длинных рейлингах развешаны в строгом порядке предметы гардероба, в которые, казалось бы, можно одеть несколько сот человек. Здесь подбирают одежду для персонажей трехмерной панорамы — солдат и мирных жителей.
«Я с кино связан с 14 лет, потому что наш тренер учился в театральном, работал в кино и нас с тренировок вытаскивал на съемки, – рассказывает Дмитрий Поштаренко. – И я короткое время работал каскадером в сериалах и полнометражных фильмах, но потом панорама меня забрала. Мы используем киношную технологию подбора костюмов и их фактуры. Сложнее всего с женскими персонажами». В общей сложности на «Дороге войны» зрители встретят больше 70 действующих лиц. Это значит, что костюмов требуется в разы больше, потому что нужна выборка по цвету. Так, если на персонаже должна быть юбка, то для подбора надо иметь 8, а то и 10 разных юбок. Детали костюмов добываются везде, где можно: на барахолках, Avito, у друзей, которые нашли что-то интересное, разбирая чердаки и дачные кладовки. Но все костюмы надо дорабатывать, добавлять фактуру и потертости, которые придадут им правдоподобие.
Дорога войны начнется в обычном доме в белорусской деревне. Здесь живет учитель истории с семьей, и рассказ о войне, который прозвучит в наушниках аудиогида, будет вестись от его имени. Сначала ребята из «Невского баталиста» хотели найти реального человека, который во время войны побывал и на Лужском рубеже, и на Кавказе, и в Сталинграде, а потом дошел до Берлина — но это оказалось практически невозможно. Поэтому главный герой панорамы — образ собирательный.
Из дома учителя истории зрители выйдут в яблоневый сад. Снаружи видно, что в дом попал снаряд. А в саду разворачивается сцена подвига артиллериста, который погиб, в одиночку защищая деревню. «Это настоящая история героя Николая Сиротинина, который ценой своей жизни смог задержать колонну немецкой техники, – говорит Дмитрий Поштаренко (по некоторым источникам, Сиротинин в одиночку уничтожил 11 танков, 7 бронемашин, 57 солдат и офицеров противника. – Прим. ред.) – На этот сюжет меня натолкнули найденные поисковиками снимки советских солдат, расстрелянных на Кольском полуострове. Их собираются убить, и один из них упирает руки в бока, показывая тем самым свой характер перед лицом смерти. Вот этот характер мы хотели запечатлеть».
За яблоневым садом — деревенские ворота и упавший советский самолет И-16, который в народе называли «ишак». Поштаренко проводит ладонью по красной звезде на фюзеляже — самолет припорошен строительной пылью. «Его еще надо фактурить, наносить потертости. Это настоящий символ 1941 года, потому что много машин этого класса просто не успели взлететь с аэродромов, – говорит Дмитрий. – Второй символ — танк КВ-2. На холсте за танком будет изображена перспектива дороги. По сюжету танк упал в канаву, в канаве — вода, грязь. Мимо идут беженцы: женщина и мальчик тащат телегу. Чтобы сделать фигуру этой женщины, мы приглашали натурщицу, долго искали движение».
Рядом — фигура еще одной женщины, которую здесь называют «Мадонной» – на руках у нее младенец, завернутый в ватную стеганую курточку. «Это моя бабушка, Людмила Владимировна. А ребенок у нее на руках — старший брат отца», – говорит Поштаренко.
Следующая локация — окопы Лужского рубежа. Здесь пахнет сырой землей — материал отдает влагу, и, когда он высохнет, запах, скорее всего, улетучится. В ход пошли спинки от кроватей, которыми солдаты укрепляли стенки окопов, и даже сгоревший сарай, который разобрали на доски и построили из них траншею. Над траншеей нависает немецкий танк StuGIII. В этих окопах встретились отец и сын Бойковы, герои из документальной книги Бардина «И штатские надели шинели». Отец, участник Гражданской войны, случайно встретил своего 17-летнего сына на передовой и остался, чтобы воевать с ним рядом. Он уже не военнообязанный, и винтовка ему не положена, но целится в наступающих немцев из собственного охотничьего ружья. Оба погибли в бою в августе 1941 года
С Лужского рубежа зрители попадут на Тульский завод. Здесь будет на кран-балке висеть башня от танка Т-34. «Завод был эвакуирован в 1941 году. Бои шли прямо за его стенами, – рассказывает Поштаренко. – И чтобы производство не остановилось, люди приносили какие-то инструменты из дома, было много вещей и царского времени. Вот этот станок 1940 года, французский, нам предоставила администрация «Севкабеля». Такой мог быть и на тульском заводе». Главной героиней этой локации станет девушка, которая до войны окончила Ленинградский технологический институт и сумела сделать чертеж 82-миллиметрового миномета.
Несмотря на то что Ленинград не попал в число локаций в этот раз, Поштаренко трепетно относится к ленинградской тематике и старается упоминать родной город, где это возможно.
Панорама должна быть доступна для маломобильных посетителей, поэтому все подъемы и спуски здесь очень плавные. «Мы изначально хотели, чтобы зрители как можно выше поднимались над следующей локацией – Сталинградом, но получилось сделать подъем только высотой 1,85 метра, – говорит Поштаренко. – Это 1942 год, Сталинградская битва. Работа над зонированием пространства пока идет. Зрители увидят город с высоты, из полуразрушенного здания. И здесь будут фигуры героев в открытом доступе. По опыту панорамы «Прорыв» мы поняли, что прятать скульптуры военных от посетителей излишне. В «Прорыве» есть фигура солдата Владимира Девяткина, она на расстоянии вытянутой руки от посетителей. И она никак не пострадала».
После Сталинграда посетители попадут на «заоблачный фронт» – на Кавказ. Здесь в центре экспозиции окажется портретная фигура почетного гражданина Санкт-Петербурга Михаила Михайловича Боброва. Команда «Невского баталиста» часто обращалась к нему за консультацией, записывала интервью о военном времени.
Ценным источником информации для авторов панорамы стал «Ленрезерв».
«Хорошо, когда возникает вопрос и есть люди, с которыми можно посоветоваться. Например, с руководителем объединения «Ленрезерв» Анатолием Рувимовичем Бернштейном мы недавно беседовали насчет техники: как правильнее воссоздать мотоцикл в первой зоне экспозиции. Некоторые экспонаты «Ленрезерв» еще при «Битве за Берлин» передавал нам на экспозицию или разрешал снять с них формы. Так у нас на выставке появлялись такие редкие варианты вооружения, как АВС и ППД».
Следующая зона – форсирование Днепра. На время экспозиции сюда переедут две подлинные пушки-сорокапятки и два миномета из Музея битвы за Ленинград во Всеволожске. Одна из пушек будет установлена на лодке, другая — на плоту. Пока команда отрабатывает расположение персонажей на небольшом настольном макете с фигурками из пластилина. Кроме лодки и плотов здесь, вероятно, будут две лошади, которым приходится вплавь добираться до берега. Бойцы тоже окажутся в воде — одни будут цепляться за плот, другие — за набитую соломой плащ-палатку. Создатели панорамы решили показать, что война велась в самых разных условиях, но в каждом случае от людей требовалась нечеловеческая выносливость, а исход битвы и даже самой войны был отнюдь не очевиден. Временами зрители могут даже буквально ощутить отчаяние и усталость героев панорамы. А незадолго до финала увидеть, как самый темный час перед рассветом, место, где это отчаяние присутствовало постоянно — трудовой лагерь для пленных. Здесь не будет скульптур, только колючая проволока и проем шахты, где работали и умирали люди. На экран будут проецироваться документальные фотографии.
Далее – уличные бои в европейском городе. Они закончатся на площади, где пожилой мужчина делает памятник для полковой могилы, а юная девушка пишет имена на табличках. Этих табличек очень много. «И туда по сюжету подвели троих пацанов из гитлерюгенда, – рассказывает Дмитрий Поштаренко. – Это парни, которым мало лет, с хорошо промытыми мозгами. Может быть, они даже в боях не успели поучаствовать, их вытащили из каких-то подвалов, дали подзатыльник, накормили, подвели к этим памятникам-заготовкам, чтобы показать, к чему приводит война. И вот они стоят, понурившись, с котелками, и смотрят на эти таблички».
Следующая точка — крыша Рейхстага. Ее посетители панорамы смогут увидеть с точки зрения репортера, который сделал знаменитый снимок со Знаменем Победы. Но финал «Дороги через войну» будет не здесь.
Посетители вернутся в тот самый дом в белорусской деревне, с которого все начиналось. Но дом изменится. «Я хочу, чтобы зрители задумались о том, что было после победы, когда люди возвращались в небытие и отстраивали заводы, восстанавливали свои дома, – говорит Дмитрий Поштаренко. – И этот героизм до конца не раскрыт. Мало кто задумывается, какой силой и характером надо обладать, чтобы такое пережить и восстановить страну. Я долго искал образ, чтобы показать это. Образ найден. В сентябре вы его увидите».
Команде «Невского баталиста» приходится много спорить о том, как реализовать ту или иную локацию, как должны быть расположены фигуры, в чем будет заключаться сюжет. Ребята видят перед собой задачу показать не «ура-патриотическую» историю, а человеческие жертвы и потери, состояние людей, которые привыкли видеть гибель товарищей и вернулись домой в руины.
«Хочется построить экспозицию не так, как было с «Битвой за Берлин», – говорит Дмитрий Поштаренко. – В пиковые дни люди шли в «Ленэкспо» буквально эшелоном и больше видели друг друга, а не панораму. Здесь мы хотим этого избежать. Будут небольшие группы с экскурсоводами, но можно будет пройти маршрут самостоятельно с аудиогидом. Да, будут очереди и внутрь, к сожалению, попадут не все. Зато те, кто попадет, получат больше информации и настроения и сделают правильные выводы. Главный смысл нашей панорамы — антивоенный. Ну и конечно, самоотверженность людей, прошедших войну, их усталость и воля».
Впереди у «Невского баталиста» два месяца работы без выходных. Президентский грант в 40 миллионов рублей рассчитан на меньшую площадь застройки, но Дмитрий Поштаренко решил, что главное — шанс создать действительно масштабную экспозицию. На чем-то приходится экономить. Например, подлинную автоматическую винтовку Симонова команда не может себе позволить, но может снять форму с этой винтовки, отлить ее из пластика и расписать. Такой элемент можно размещать на дальних планах — и реалистичность от этого не пострадает.
«Нам помогает комитет по имуществу. На начальном этапе были сложности с поиском помещения, в Петербурге не так много мест, которые подходят под наши запросы, – говорит Дмитрий Поштаренко. – Мы не можем строить экспозицию там, где множество колонн и потолок три метра. Нам повезло, что вышли на «Севкабель.Порт». Здорово, здесь очень много молодежи. Правда, она немножко другой формации, чем мы и наша обычная аудитория. И наша задача – привлечь их внимание».
Пока идет работа над панорамой, команда пытается решить вопрос с арендой, она в президентский грант не заложена. Возможно, поможет городская субсидия. Ведь основными посетителями панорамы станут школьники, а для них вход будет бесплатным. «Дорога через войну» будет жить в «Севкабеле» минимум год — дальнейшая ее судьба будет зависеть от успеха и от того, через сколько лет «Севкабель» решит ремонтировать свои помещения.
Венера Галеева, «Фонтанка.ру»