Днем 25 июля был задержан глава областной дирекции по сохранению объектов культурного наследия Алексей Бирюков. Гармонию служебного роста неожиданно нарушила городская консерватория.
Несмотря на областной колорит задержания Бирюкова, история петербургская: ведет она не просто в центр города, а еще и к культурному форпосту — Консерватории. С переездом у нее несколько лет назад не задалось: развернуться на новом месте музыкантам было негде, сроки возвращения откладывались, а тут еще и пристанище в Интендантских складах стало стремительно обрастать плесенью из-за сырости. Все дружно кивнули на подрядчика первого этапа реконструкции здания – «Ремстройфасад». А силовики кивнули на тогдашних руководителей дирекции Минкульта. Появилось дело о мошенничестве.
Некоторым затактом к сегодняшней истории можно считать ноябрьское заявление министра культуры Владимира Мединского о том, что готовится уголовное дело по одному из подведомственных министерству объектов в Петербурге. Конкретный адрес не называл, а практика работы Северо-Западной дирекции Минкульта последних лет позволяет заподозрить несколько вариантов. Но многие тогда подумали об Интендантских складах — слишком уж долго тянется их история.
Все началось более 5 лет назад, когда было решено: здание Санкт-Петербургской государственной консерватории на Театральной пл., 3, надо ставить на ремонт, а пока — эвакуировать учреждение в дом № 2 по улице Глинки, так называемые Интендантские склады. К тому, чтобы подготовить временный приют для музыкантов, летом 2014 года привлекли «Ремстройфасад», компанию опытную, хотя до тех пор непосредственно с дирекцией не работавшую. Почти полумиллиардный контракт был исполнен, и студенты с преподавателями переехали в новые залы. В конце 2015-го затеяли вторую очередь работ, отдав контракт — на этот раз на 860 млн рублей — той же компании. Закончить думали к маю 2017 года, но чуть не дождавшись, договор расторгли. Тогда же с реставрации прежнего здания на Театральной площади убрали «Балтстрой».
С тех пор, если судить по СПАРКу, госконтрактов у «Ремстройфасада» не прибавилось, зато появилось много арбитражных дел — в частности, дирекция и компания пытались взыскать друг с друга недополученные миллионы. Заказчик с 2017 года пытается «подправить что-то в Консерватории»: корректирует проект, регулярно объявляет аукционы, которые чуть менее регулярно аннулируют антимонопольщики. Если же подрядчики находятся, как в случае с ООО «Капитал Стройиндустрия», то контракт расторгается на середине. В 2018 году сравнительно небольшие подряды на сумму от 2 до 20 млн рублей отдавали нескольким компаниям. Очередной аукцион на 500 млн рублей объявили в марте, но тут же и отменили; еще об одном, на 64 млн, сообщили на прошлой неделе.
За это время Консерватория привыкала к своему временному положению и пыталась смириться с недостатком площадей. Дошло до того, что пришлось уволить артистов хора, уборщиков общежитий, дежурных по этажам и несколько человек из учебного отдела. А потом выяснилось, что и уже занятые помещения таят в себе море сюрпризов. Сотрудники сообщили о том, что стены поражены грибком, а половые доски отсырели и провалились, закрыть пришлось медпункт и библиотеку; аллергикам советовали избегать зоны риска.
До того, как перейти на руководящую должность в Ленобласть в 2017-м, Бирюков был заместителем главы Северо-Западной дирекции Минкульта — при Александре Шабасове, а потом, пусть и недолго, — при Наталье Волынской. К Шабасову у силовиков вопросы по поводу Интендантских складов тоже возникали, уже после смены его работы. Нынешнее дело Следственная служба УФСБ возбудила по части четвёртой статьи 159 УК – «Мошенничество в особо крупном размере». Ректор Консерватории Алексей Васильев сегодня не подтвердил «Фонтанке», что писал какие-либо заявления правоохранителям, в дирекции также сообщили, что не инициировали расследование.
По данным «Фонтанки», следователей, которые 25 июля пожаловали к Бирюкову, интересуют в том числе и сырые полы, а точнее, их приемка. Это значит, что, вероятно, речь идет о первой очереди, то есть контракте с «Ремстройфасадом» за 440 млн рублей; из них около 200 млн — непосредственно на реставрационные работы, остальное на общестроительные. Подрядчик приводил в порядок около 20 помещений, всего под 9,4 тысячи квадратов: 600 метров под офисы на втором этаже, но все остальное — с первого по пятый этаж – под размещение Консерватории. Стены и межэтажные перекрытия — в первую очередь, в мае 2014 года. В конце года заключено дополнительное соглашение, так как компания выявила незапланированный объем работ: еще 44 млн бюджет выделял в том числе на штукатурку и окраску исторических стен и устройство бетонного пола. В сентябре 2015 года, если верить сайту госзакупок, добавили еще почти столько же.
По второму контракту, тому самому, что был расторгнут в 2017 году, площадь составляла почти 20 тысяч квадратных метров. Там значились помещения под планировавших переезд Российское военно-историческое общество, Государственный центр современного искусства и саму Северо-Западную дирекцию. Но была и консерваторская часть по 5 этажам. Интересно, что в первом контракте стоит подпись Шабасова, во втором — заместителя по стратегическим вопросам Бирюкова.
Несмотря на то, что в договорах прописана гарантия на 36 месяцев, перекладывать полы и штукатурку дирекции пришлось самой, на тот момент на объекте работало ООО «Капитал Стройиндустрия». «Фонтанка» спросила в дирекции, за чей счет шли работы и не привлекались ли для этого деньги, выделенные на вторую очередь ремонта. «Работы закрыты силами подведомственных Минкультуры организаций», – ответили в пресс-службе.
«Полы и стены исправлены частично, – рассказал источник, близкий к руководству Консерватории. – Есть несколько классов, где надо переделать пол. Опасности там нет, занятия идут в соответствии со стандартами. Но когда доделают – нет понимания».
На этом фоне теснота уже не кажется главной проблемой, однако симфонический оркестр до сих пор негде рассадить в полном составе. Репетиционный зал ждут во второй очереди, пока занимаются в средней специальной музыкальной школе Санкт-Петербургской консерватории, так называемой «десятилетке». 70 процентов библиотечного фонда – на складе. Летом 2019 года в судьбе здания и вовсе наметился неожиданный поворот: Мединский анонсировал появление во внутреннем дворе общественного пространства.
Между тем работы в основном здании Консерватории идут по схожему сценарию – если не в плане плесени, то в плане работы с подрядчиками. На смену «Балтстрою» в 2017 году пришел «Меандр», и участники рынка уже тогда рассказывали «Фонтанке», что компания сильно рискует, заходя на объект с таким несовершенным проектом. В итоге из 600 млн «Меандр», судя по сайту госзакупок, успел освоить менее 200 млн. Месяц назад контракт был расторгнут.
Николай Кудин, «Фонтанка.ру»