Сейчас

+1˚C

Сейчас в Санкт-Петербурге

+1˚C

Ясная погода, Без осадков

Ощущается как -2

1 м/с, зап

753мм

94%

Подробнее

Пробки

2/10

Кто утопил «Буревестник».

«По документам всё законно, а в результате - 66 смертей»

5782
подъем "Буревестника"//предоставлено издательством "Красный матрос"
подъем "Буревестника"//предоставлено издательством "Красный матрос"
ПоделитьсяПоделиться

Неопытный помощник и нетрезвый капитан стали причиной массовой гибели пассажиров парохода «Буревестник». «Фонтанка» публикует документы о крупнейшей в истории Петербурга катастрофе на воде.

29 августа 1926 года, в 22 часа, из Кронштадта в Ленинградский торговый порт вышел без груза германский пароход «Грета» под управлением капитана Шредера. Примерно в это же время от пристани в Ленинграде отошел пассажирский пароход «Буревестник» с помощником капитана Храбуновым и 372 пассажирами на борту. В основном это были кронштадтцы: краснофлотцы и рабочие порта с семьями.

Войдя в Морской канал, «Грета» стала держаться правой стороны фарватера. Около 22:30, при приближении к Хлебному молу, с командного мостика немцы заметили «Буревестник». В нарушение инструкции он шел, держась правой, а не левой стороны фарватера. С расстояния около версты «Грета» дала один короткий гудок, что значило «иду, держась справа». Но ответного сигнала с «Буревестника» не получила. Через минуту «Грета» повторила сигнал – и снова тишина.

Пытаясь избежать столкновения, германский капитан дал два коротких гудка «меняю курс влево». В этот момент на «Буревестнике» очнулись — пароход дал ответный сигнал и изменил курс. Суда разошлись в 100 метрах. И сразу же рулевой парохода Шилин в темноте увидел очертания берега, успев только крикнуть: «Капитан, впереди стенка!» Храбунов остолбенел, находившийся около руля ученик-практикант предложил дать полный назад. Но было уже поздно. «Буревестник» на полном ходу ударился о мол. Раздался сильный, подобно орудийному выстрелу, удар о железобетонную стену.

предоставлено издательством "Красный матрос"
ПоделитьсяПоделиться

Находившиеся как в каютах, так и на палубе пассажиры попадали с ног, заплакали дети. Раздались крики: «Спасите! Тонем!» В буфете первого класса посыпалась посуда, а затем разорвалась носовая водонепроницаемая перегородка, и оттуда хлынул огромный фонтан воды, мгновенно заливший все помещение. Пассажиры выбежали на палубу, около 20 человек моментально выскочили на мол.

Оттуда они стали кричать команде: «Подайте канаты, тут можно пришвартоваться!» А также призывали пассажиров скорее прыгать на берег. Но все концы, как назло, были спутаны, а трапа на пароходе не было. На носу встала пробка из желающих переправиться на берег. В этот момент Храбунов, окончательно растерявшийся, отдал команду «Задний ход». И «Буревестник» стал отходить от мола.

Отойдя на 30 – 40 метров, пароход остановился. Капитан объявил: «Граждане, не беспокойтесь, пароход сидит на мели. Ничего плохого не будет». Но пассажиры его оптимизма не разделили: вода заметно прибывала, крен на носовую часть нарастал, хрипение испускаемого пара и тревожные гудки не вселяли уверенности. По словам очевидцев, стеной стоял плач женщин и детей.

И тогда Храбунов просто покинул мостик, бросившись искать убежище на дымовой трубе. Бежал и рулевой Шилин, полное бездействие проявила вся команда. Пассажиры остались предоставленными сами себе: никто не раздавал пробковые пояса и спасательные круги, не объяснял, что с ними делать. Погасло электричество, паровая машина уже не действовала, и по воле ветра пароход развернуло параллельно дамбе. Началась паника. Команда стала давать тревожные гудки, а «Буревестник» медленно пошел под воду. Пассажиры прыгали за борт друг на друга, получая травмы и захлебываясь.

«Ленинградская правда» писала, что пароход ушел на дно за три минуты, газета Deutsche Allgemeine Zeitung – что в течение 15 минут, а в телефонограмме в Нарком путей сообщения от 30 августа говорится о получасе.

Первыми на место аварии пришли шлюпки с «Греты». Особое геройство и хладнокровие проявил немецкий штурман Улпст: в два приема он спас около 20 пассажиров и вернулся на место катастрофы в третий раз. Здесь его шлюпка была дважды опрокинута обезумевшими людьми. Тогда он лёг на её дно и протянул погибавшим руки и ноги и спас еще несколько жизней. Рядом боролась за спасение пассажиров шлюпка штурмана Галлера, которая подобрала еще около полусотни человек, и моряки третьего портового района.

Суд над капитаном и помощником

Сообщения о жертвах в первые дни были одно страшнее другого. Газета Berliner Volkszeitung 1 сентября сообщала о 150 погибших, The Singapore Free Press о 160. Evening News Sydney и вовсе писал о сотнях погибших. По официальной версии, погибло 66 человек (неполный список ниже). При этом из команды парохода недосчитались лишь одного буфетчика, который спасал кассу.

предоставлено издательством "Красный матрос"
ПоделитьсяПоделиться

К ночи на 30 августа из воды были извлечено 23 трупа. В их числе были краснофлотцы Трофим Зубков и Грызлов, водолаз Дудник и две девочки, 12 – 15 лет. До ночи 31 августа достали еще 27 тел. Первого сентября опознаны Мария Тучкова, 13 лет, Анна Антонова, 10 лет, Антонина Клюшкина, 13 лет.

Одновременно шла подготовка к подъему «Буревестника» из воды. Сложностей водолазам добавлял глинистый грунт. Как писала «Красная газета», 3 сентября тросы были заведены и в 12 начался подъем. В 13:30 верхняя палуба была освобождена от воды. Осмотр показал, что нос «Буревестника» от удара вмялся и вместо острой грани получилось 3 – 4 складки. В рубке на мостике нашли дождевик рулевого. В одной из кают — еще восемь трупов, среди которых семь женщин и девочка лет 5 – 6 с куклой в руках. На одной из погибших был надет спасательный пояс.

1 сентября президиум Губисполкома создал комиссию для выяснения причин катастрофы. Параллельно свое дознание вело ГПУ НКВД, арестовавшее капитана «Буревестника» Пийспанена и помощника Храпунова.

Следствие выяснило, что в пароходстве практиковался «семейный порядок», по которому капитан с помощником чередовались. Один день плыл капитан, второй — помощник. И в роковой вечер Пийспанен, изрядно загуляв в кабаке «Золотой якорь», где собирались моряки, вечерний рейс поручил неумелому Храбунову.

Последний был зачислен в экипаж лишь 19 июня, прежде был штурманом речного и озерного плавания, плохо знал фарватер Ленинград – Кронштадт и не был знаком с правилами расхождения морских судов. 8 ноября 1926 года суд признал обоих виновными и приговорил к 4 годам тюрьмы каждого.

предоставлено издательством "Красный матрос"
ПоделитьсяПоделиться
предоставлено издательством "Красный матрос"
ПоделитьсяПоделиться

Также комиссия установила, что мол в порту не освещался, фонарные столбы стояли без фонарей, а выходящие в рейс суда не осматривались портовой администрацией, поэтому «Буревестник» и ушел в рейс без командира парохода.

Помощник прокурора Кондурушкин, выступая с речью в суде над капитаном и помощником, заявил, что «Буревестник» погиб не в Морском канале, а в чернильных реках учреждений.

«Здесь происходит суд не над отдельными людьми. Здесь суд над бюрократизмом. Здесь перед нами глухая, каменная стена бюрократизма. Дело в том бюрократизме, о котором Ленин говорил: «Снаружи всё правильно, а по существу – издевательство». По документам всё правильно, всё законно, а в результате – 66 смертей».

Редакция «Фонтанки» благодарит ТО «Красный матрос» за предоставленные материалы.

Илья Казаков,
«Фонтанка.ру»

предоставлено издательством "Красный матрос"
предоставлено издательством "Красный матрос"
предоставлено издательством "Красный матрос"
предоставлено издательством "Красный матрос"

ЛАЙК0
СМЕХ0
УДИВЛЕНИЕ0
ГНЕВ0
ПЕЧАЛЬ1

ПРИСОЕДИНИТЬСЯ

Самые яркие фото и видео дня — в наших группах в социальных сетях

Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter

сообщить новость

Отправьте свою новость в редакцию, расскажите о проблеме или подкиньте тему для публикации. Сюда же загружайте ваше видео и фото.

close