Известный адвокат Борис Кузнецов и его дочь судятся с бывшим тестем и мужем в Париже, Латвии и Петербурге за недвижимость в трех странах и кредитные миллионы евро.
Адвокат Кузнецов, представлявший интересы родственников погибших на подводной лодке «Курск» моряков, находится в международном розыске за разглашение гостайны. Бывший муж его дочери бизнесмен Борис Беляев объявлен в федеральный розыск по подозрению в мошенничестве.
Боря + Юля = 600 миллионов
Бизнесмен Борис Беляев получит половину квартиры с паркингом в Петербурге, половину участка с домом в областном Симагино и 700 тысяч рублей за долю дома в Латвии. Так 21 августа Петроградский районный суд открыл сезон решений в масштабном разделе имущества между членами бывшей петербургской семьи.
Это начало не понравилось истцу – он претендует на половину еще одной петербургской квартиры и половину от 3,5 млн евро кредита, взятого несколько лет назад у компании Talus Finance Corp. из Белиза на покупку квартиры в Париже. Кредит бизнесмен уже выплатил некой компании Allied Consalting Ltd с Сейшельских островов.
Петроградский районный суд отказался признать кредит общим долгом бывших супругов, потому что Юлия Кузнецова не давала согласие на его получение, а Беляев не смог доказать, что использовал его на приобретение квартиры в Париже. Кузнецова полагает, что на самом деле Allied управляет бывший муж, фактически погасивший кредит самому себе.
Половину второй квартиры Борис Беляев не смог отсудить, потому что бывшая супруга представила в суд документы, из которых следует, что эта недвижимость принадлежит их старшей дочери.
Две квартиры, дачу в Симагино, спорную долю дома в Латвии в сумме с 3,5 млн кредитных евро за парижскую квартиру Юлия Кузнецова оценивает примерно 300 млн в текущем рублевом эквиваленте. Петроградский районный суд разрешил спор по поводу имущества стоимостью лишь в 25 млн.
Борис Беляев предсказуемо сообщил «Фонтанке» о подготовке апелляционной жалобы. Представляющий интересы его экс-супруги адвокат Дмитрий Ильин парировал: «Требования нашего оппонента о взыскании долгов были настолько юридически несостоятельны, что суд даже не стал проводить экспертизу давности представленных им документов ввиду того, что это не имело значения по вышеуказанным причинам…»
В Суде Большой инстанции Парижа Юлия Кузнецова предприняла ответный ход. Она требует у Беляева денежный эквивалент 2/3 долей парижской квартиры, расплату за кредит на покупку которой он пытается взыскать с нее в Петербурге. Женщина просит суд назначить стоимость 187 квадратных метров напротив Люксембургского сада в 2,5 млн евро.
Итоговая стоимость делимого превышает 600 млн рублей – если считать в сегодняшних ценах.
Подлодка «Курск», дом в Барвихе
В суде рижского района Сигулды компания Baltic Associates Investments LP из Великобритании пытается взыскать 1,7 млн евро с Бориса Кузнецова, отца Юлии. По мнению истца, это заём, взятый бывшим тестем Беляева и до сих пор не возвращенный. Юлия Кузнецова уверена: Baltic также ведома бывшим мужем – она предоставила «Фонтанке» копию доверенности, выданной ему этой компанией год назад.
Из иска Baltic Associates Investments LP в суд Сигулды следует, будто в июле 2012 года уже знакомая нам по кредитованию парижской квартиры компания Talus Finance Corp. из Белиза ссудила Бориса Кузнецова 1,6 млн долларов. В августе 2018-го Talus продал подросший до 1,7 млн евро долг Baltic, и Борис Кузнецов получил повестку в суд.
Сам он приписывает ссуде необычное происхождение: он продал дом в подмосковной Барвихе, и 1,6 млн долларов были частью суммы, вырученной от продажи. Якобы он по настоянию бывшего зятя, помогавшего переправить деньги за границу, оформил их в виде ссуды от Talus, чтобы обосновать поступление в европейский банк.
К тому времени в карьере успешного московского адвоката Бориса Кузнецова накопились уголовные дела, в которых он защищал опального генерала КГБ Олега Калугина и ученного Игоря Сутягина. В деле последнего Кузнецов сумел доказать внедрение в коллегию присяжных сотрудника СВР Григория Якимишина. В начале нулевых годов Кузнецов включился в защиту интересов членов семей моряков, погибших при аварии подводной лодки «Курск», в 2005-м издал книгу «Она утонула…». В 2009 году Следственный комитет привлек его к уголовной ответственности за совершение преступления, предусмотренного частью 1 статьи 283 УК РФ – разглашение государственной тайны, – в рамках дела в отношении тогдашнего сенатора Левона Чахмахчана. Кузнецова обвинили в том, что, защищая обладающего неприкосновенностью члена Совета Федерации, он направил жалобу в Конституционный суд, приложив к ней справку-меморандум ФСБ с грифом «секретно». Из документа следовало, что телефоны сенатора незаконно прослушивались.
Опасаясь ареста, адвокат уехал из России и до сих пор пребывает примерно в том же статусе, что и его бывший зять, и нынешний оппонент, Борис Беляев, – в международном розыске. Впрочем, в отличие от Беляева Кузнецов получил политическое убежище в США.
Трения с правоохранительными органами не позволили адвокату просто забрать вырученные от продажи дома в Барвихе деньги. Он уверен: теперь бывший зять воспользовался фиктивным кредитным договором.
Юлия Кузнецова добавляет: она лично ездила с бывшим мужем в Москву, чтобы получить деньги за дом в Барвихе, а потому не сомневается: все так и было. Еще она уверена, будто обе иностранные компании контролирует бывший супруг – но подтвердить это не может.
Борис Беляев предложение об интервью проигнорировал.
«Я очень сожалею, что через Вас моя бывшая супруга пытается афишировать сведения, не соответствующие действительности, порочащие мою честь, достоинство и деловую репутацию. В случае публикации таких сведений в газете "Фонтанка ру" я вправе и буду вынужден обратиться к Вам и газете с иском о защите чести и достоинства с требованием опровержения таких сведений в судебном порядке (в силу ст. 152 ГК РФ). Также информирую Вас, что судебная тяжба по разделу имущества не окончена, судебный акт первой инстанции не вступил в силу, готовится апелляционная жалоба. В связи с чем Вас просто намерены использовать для достижения хоть какого-то результата в апелляционной инстанции… Надеюсь на Вашу квалификацию и разумность, которые станут препятствием в публикации диффамации и последующих судебных споров», – написал он в ответ на предложение о комментариях.
В активную фазу судебные процессы бывшей четы Беляевых вступят в октябре, когда в Санкт-Петербургский городской суд поступит апелляционная жалоба Бориса Беляева на решение Петроградского суда, а в Суде Большой инстанции Парижа начнется инициированный Юлией Кузнецовой процесс по разделу квартиры около Люксембургского сада. В ноябре в суде рижского района Сигулды начнется процесс об 1,7 млн евро, якобы являющихся кредитным долгом его бывшего тестя.
Лев Годованник для "Фонтанка.ру"