Только что открывшийся участок Фрунзенского радиуса уже успел протечь. Строили метро всем миром, но пока репутация подмочена только у клининговой компании.
Окропление открывающихся стратегических объектов для России не новость, однако обычно это делают специальные люди по специальному ритуалу. На «Дунайской» же все произошло буднично: стоило губернатору перерезать ленточку открытия трех новых станций метро и уехать, как с потолка над эскалатором полился несанкционированный дождь. Пользователи соцсетей откликнулись возмущением и сарказмом: называли потоки воды «слезами радости» и постили фотографии с аквалангистом на дне океана, который будто бы спрашивает, как ему пересесть на красную ветку метро.
Петербургское метро при его глубине течет постоянно, и компенсирующие мероприятия часто проводят по ночам, однако в данном случае ситуация сложилась очень уж неудачно. Церемониию вроде как железно назначили на 5 сентября; однако собравшиеся с удивлением услышали, что пока поезда покатаются без пассажиров. Основная причина — недостаточное обеспечение безопасности.
Ошеломленные обитатели юго-восточной части города, матерясь, разошлись, а вот представители метрополитена, Смольного и спикер ЗакСа назвали такое решение мужественным: тогда еще кандидат в губернаторы Беглов не побоялся электоральных потерь и во главу угла поставил здоровье горожан. Это не снимало вопроса, зачем было сгонять всех с утра к закрытым станциям, однако с безопасностью и правда не все было в порядке: «Фонтанка» писала: недомонтированных систем было немало, в том числе — дымоудаления.
8 сентября миновало, электоральные риски, если они и были, растворились, так что уже никто особенно не спешил открыть станции до конца месяца, как обещалось. Ростехнадзор, наконец, выдал заключение о соответствии, Госстройнадзор — разрешение на ввод, и открытие наконец-то назначили на 3 октября. Снова стоя у ленточки, Александр Беглов заявил, что решение продолжать тестовый режим в сентябре было принято правильно — теперь станции абсолютно безопасны. Поэтому, когда на «Дунайской» потекло, все схватились за голову.
В соцсетях сразу начали множиться сообщения о провокации. Телеграм-канал Tiograf прямо обвинил метрополитен — ведь над эскалатором находятся технические помещения, которыми теперь заведует эксплуатирующая организация.
О том, что отношения у подземки с «Метростроем», который сооружал ветку, напряженные, не говорит только ленивый. Перевозчик заинтересован в том, чтобы получать в пользование метро без сучка и задоринки, а с этим в последнее время напряженно: на «Беговой» и «Новокрестовской» уже после запуска насчитали 1200 дефектов, станции текли и осыпались плиткой. «Петербургский метрополитен» обратился в суд, требуя, чтобы подрядчик все исправил. Со Смольным у «Метростроя» конфликт еще глубже, все строительство Фрунзенского радиуса было расцвечено взаимными обвинениями: якобы чиновники тормозили выделение средств, а строители — медленно работали и еще медленнее подтверждали работы документами.
По словам Смольного, с 6 сентября (то есть фактически с момента сорванного запуска) все помещения новых станций находятся под контролем ГУП «Петербургский метрополитен» и все работы производятся под его техническим надзором. Утром 4 октября «Фонтанка» обратилась к подземке с просьбой показать затопленные помещения – во избежание кривотолков, однако к тому времени воду из скандала на «Дунайской» уже спешно сливали.
Сначала «Петербургский метрополитен» скупо сообщил, что причиной были не мероприятия по запуску станций, а банальная халатность клининговой компании, которая спустила воду не туда. «Метрострой» уточнил, что на эскалатор низвергалась вода из полотерных машин: их опорожнили в трапы служебного помещения, а надо было — в пассажирских зонах.
Никто не называл компанию-уборщика по имени, но вскоре подоспел комментарий аппарата вице-губернатора Эдуарда Батанова. «Это специализированная организация, которая производит уборку всех станций метрополитена», – сообщал Смольный, словно бы намекая, что искать надо на госзакупках.
Особенно можно и не искать, о главном подрядчике на уборку станций метро «Фонтанка» писала: это «Люкссервис» (бывший «Метролюкссервис»). Основала компанию в далеком 2001 году Марина Левина, в капитал пару раз временно входил сам «Петербургский метрополитен», но сейчас СПАРК называет совладельцами Левину (22,5%) и гендиректора Веронику Писареву (77,5%). Пока еще Писарева была готова обсуждать ситуацию, информацию о «сливе не туда» она решительно отрицала. Судя по всему, с тех пор было решено инцидент засушить молчанием: теперь гендиректор компании комментариев не дает.
«Люкссервис» убирает петербургское метро с нулевых. Очередной трехмиллиардный контракт компания получила в январе, его разыгрывали несколькими лотами. Конкуренты были просто не допущены к участию, так что именно «Люкссервис» будет убирать платформы, вестибюли и служебные помещения до 2023 года. В конце 2018, когда конкурс объявлялся, никто бы не взял на себя смелость точно назвать дату открытия трех новых станций фиолетовой линии, но в документации этого лота они значатся – правда, без адресов. В расчетах услуг перечислены пассажирская зона, двери, витражи, балюстрады и многое другое. «Влажная уборка должна осуществляться с максимальным использованием моющих машин, приспособлений и устройств и включает: мытье водой с применением моющих средств и последующее удаление остатков моющих средств», – говорится в документации. Стоимость фиолетового лота составляла 704 млн, в нынешней версии, если верить сайту госзакупок, — 678 млн.
Готовить станции Фрунзенского радиуса к открытию компании не впервой, ранее она уже отмывала «Бухарестскую» и «Международную». На сайте «Люкссервиса» можно найти благодарность от «Петербургского метрополитена» на имя Вероники Писаревой, написанную в конце 2012 года: «Вплоть до 27 декабря на станциях продолжались строительные и монтажные работы, но в день открытия новые станции встретили почетных гостей и пассажиров в чистоте и блеске». Пока не ясно, появится ли в разделе «отзывы» новая благодарность за новые станции.
Николай Кудин, «Фонтанка.ру»