Тройка московских военных судей на выездном заседании в Петербурге 10 декабря огласила приговор обвиняемым в подрыве поезда в метро 3 апреля 2017 года. Текстовая трансляция «Фонтанки» из зала суда.
2-й Западный окружной военный суд зачитал приговор одиннадцати фигурантам. 224 года колонии на десятерых и одно пожизненное заключение; 6,2 миллиона штрафа.
В день оглашения приговора в суде на Кирочной демонстрируют небывалую пунктуальность. Вместо обычного ожидания от получаса до нескольких часов слушателей в зал уже пригласили.
Пока только на протокольную съёмку. Приставы привычно напоминают, что для слушателей предназначена правая часть зала, для потерпевших и представителей - левая. На ней занято мест пять-шесть. Больше не удаётся рассмотреть из-за скопления фотографов и операторов. Сотрудники суда отмечают, что в день начала суда посетителей было всё же меньше. В гардеробе пересчитывают оставшиеся номерки и сетуют, что вот-вот закончатся.
Подсудимых уже подняли в зал, разместили в аквариуме. Единственная из них женщина надрывно взывает к справедливости, но быстро успокаивается.
Приставы говорят, что приговор будет оглашаться три часа, и пытаются согнать фотографов от проходов и оттеснить их за кресла так, чтобы они не перекрывали обзор:
«Господа, здесь пишущие журналисты, которых мы знаем и которые ходили (на судебные заседания) полгода. Пожалуйста, не закрывайте им обзор, вы всё успеете. Операторы, прошу, пожалуйста. Спасибо большое», - обращаются предупредительные приставы к публике. Она ворчит, но двигается.
Конвоя пока больше, чем адвокатов. Не привыкшие к своевременному началу защитники рискуют пропустить начало. По словам сотрудников суда, остались минуты.
Как заявляет Гособвинение, за терактом в петербургской подземке стоит уроженец Киргизии Сирожиддин Мухтаров. Его имя в обвинительном заключении упоминается больше трёх тысяч раз - немногим меньше, чем оба Азимова вместе. Родился в 1990 году, не позднее 2014 года создал группировку «Катиба Таухид валь-Джихад», состоящую из узбеков, уйгуров и сирийцев - она признана террористической и запрещена в России.
Мухтаров известен под прозвищем Абу Салах (или Салох, на киргизский манер), любит оставаться в тени и, похоже, предпочитает не брать на себя ответственность. Так, по версии следствия, именно он ставил задачу организовать теракт в китайское посольство в Бишкеке в 2016 году. Тогда погиб только смертник, авторство операции никто не признал.
Допрошенные в суде сотрудник ФСБ заявил, что информацию о группировке спецслужбы получили от «иностранных партнёров» вскоре после теракта. Мухтаров после подрыва метро безмолвствовал. Мотивы раскрыла представитель Генпрокуратуры: террористическими актами группировка решила продемонстрировать российским властям несостоятельность проведения военных операций в Сирии, сместить их внимание на внутренние проблемы, а заодно показать уязвимость россиян на своей территории.
Теракт в Петербурге, если верить обвинению, был задуман Мухтаровым не позднее 2015 года, организация поручена гражданину Узбекистана Бобиржону Махбубову с позывным «Ахмед». Он вербовал новых рекрутов, снабжал их деньгами, информационными материалами, отвечал за дисциплину, контролировал поведение и преданность адептов, в том числе - Акбаржона Джалилова. Он, как считается, прошёл курс молодого бойца и нашёл себя в самоподрыве в метро.
Свободных мест в зале нет. За безопасностью бдит небывалое для прошлых заседаний число полицейских - восемь. В зал входят судьи. Председательствующий Морозов объявляет, что будет оглашать резолютивную часть.
В помощи Мухтарову обвиняют 11 человек, разбитых на ячейки в двух столицах.
Московскую, по версии обвинения, собрал Аброр Азимов. В 2016 году он ездил в Стамбул, вступил в ряды боевиков, а, вернувшись, подключил брата Акрама. Не позднее 31 марта 2017 года он же будто бы привлёк знакомых Шохисту Каримову и Содика Ортикова.
Аброру 29 лет, женат, в 2014 году родилась дочь. Акрам на два года старше, также женат, есть 8-летний сын, две дочери 2014 и 2016 года рождения. Оба родом из Киргизии, в 2014 году получили гражданство РФ. Их малая родина в обвинительном указана по-разному: один из Жалал-Абада, второй из Жалалабата.
Братья, как утверждает Генпрокуратура, отвечали за кассу теракта и снабжение остальных членов группировки информационными материалами: частями переводили полученные из Турции 2,5 тысячи долларов на карту Джалилову.
Судья перечисляет статьи, фамилии, места и даты рождения. Киргизия, Узбекистан, Таджикистан, официально не трудоустроены, не судимы, образование среднее, неполное среднее... Частит, пару раз запинается на особо заковыристых названиях населённых пунктов, статьи проговаривает почти шёпотом. В зале продолжают щёлкать камеры, разобрать его речь удаётся с трудом.
Военный суд приговорил: Азимова Аброра признать виновным и назначить ему пожизненное.
Обвинение просило пожизненное обоим братьям. Азимовых, как рапортовала ФСБ, задержали 17 и 19 апреля 2017-го в Подмосковье с пистолетом у одного и гранатой у другого. Оба убеждали суд, что задержание было инсценировкой, а до этого их мариновали в «секретной тюрьме», где пытками учили, как правильно давать показания.
Азимову Аброру назначено пожизненное в колонии особого режима со штрафом в 800 тысяч.
Акраму и Мухамадюсуфу Эрматову - по 28 лет в колонии. Ибрагиму Эрматову 27 лет. Ортикову - 22 года, Каримовой, Мирзаалимову, Махмудову, Муидинову - по 20 лет. Эргашеву и Хакимову - по 19 лет.
Кроме того, всем фигурантам назначен штраф от 500 до 800 тысяч.
«Иск петербургского метрополитена удовлетворить. Судья торопится, глотает фамилии», - передает из зала суда наш корреспондент Татьяна Ципуштанова.
Гражданские иски на сумму более 4 млн суд постановил удовлетворить частично.
Иски некоторых потерпевших судья Морозов оставляет без рассмотрения.
Содику Ортикову 41 год, гражданин Таджикистана. Шохисте Каримовой 48 лет, приехала из Узбекистана и, по её словам, не планировала задерживаться в Москве дольше года. Их роль описана скупо - обеспечили террористическое сообщество средствами связи. Согласно обвинительному, 31 марта Каримова предоставила Аброру Азимову телефон для активации сим-карты, к которой был привязан киви-кошелёк, Ортиков сделал контрольный дозвон. С этой же сим-карты Азимов, как утверждается, непосредственно перед терактом созванивался с Джалиловым. Каримовой просили 20 лет колонии, Ортикову - 28.
«Судя по лицам подсудимых, они не очень понимают, о чём говорит Морозов. Он переходит к вещественным доказательствам и сбивается на шёпот», - сообщает корреспондент «Фонтанки».
Процессуальные издержки за адвокатов по назначению суд накладывает на подсудимых. К примеру, Аброру надлежит заплатить 170 тысяч.
Морозов предлагает всем сесть. Объявляет подсудимым, что они виновны. В ответ молчание.
Заседание объявлено закрытым.
Суд стремительно удаляется. Аквариум ожил: «Это несправедливо! Где справедливость!». У Каримовой начинается истерика, мужчины ограничиваются несколькими выкриками.
Журналистов просят оперативно освободить зал и не мешать работе конвоя. Каримова стучит ногами и не успокаивается. Кто-то кричит про ФСБ.
В зале очень нервно. Каримова бьётся в аквариуме, кто-то из активистов забрался с ногами на сиденье и прокричал о невиновности.
Журналисты пытаются уточнить у адвокатов, что именно читал судья.
Приговор зачитан, и вправду, очень стремительно.
Объединенная пресс-служба судов Петербурга дает детальный расклад по приговору:
Фигуранты признаны виновными в совершении преступлений, предусмотренных ч.2 ст.205.4, ч.1 ст.205.1, ч.3 ст.30-п.б ч.3 ст.205, ч.3 ст.223.1, ч.3 ст.222.1, п.б ч.3 ст.205, ч.1 ст.222 УК РФ.
Суд назначил наказание:
Аброру Азимову в виде пожизненного лишения свободы в ИК особого режима со штрафом в размере 800 000 р.
Акраму Азимову в виде лишения свободы сроком на 28 лет в ИК строгого режима со штрафом в размере 700 000 р.
Ортикову в виде лишения свободы сроком на 23 лет в ИК строгого режима со штрафом в размере 500 000 р.
Каримовой в виде лишения свободы сроком на 20 лет в ИК общего режима со штрафом в размере 500 000 р.
М. Эрматову в виде лишения свободы сроком на 28 лет в ИК строгого режима со штрафом в размере 600 000 р.
И. Эрматову в виде лишения свободы сроком на 27 лет в ИК строгого режима со штрафом в размере 600 000 р.
Мирзаалимову в виде лишения свободы сроком на 20 лет в ИК строгого режима со штрафом в размере 500 000 р.
Махмудову в виде лишения свободы сроком на 20 лет в ИК строгого режима со штрафом в размере 500 000 р.
Хакимову в виде лишения свободы сроком на 19 лет в ИК строгого режима со штрафом в размере 500 000 р.
Эргашеву в виде лишения свободы сроком на 19 лет в ИК строгого режима со штрафом в размере 500 000 р.
Муидинову в виде лишения свободы сроком на 20 лет в ИК строгого режима со штрафом в размере 500 000 р.
Гражданский иск Санкт-Петербургского метрополитена удовлетворен судом на сумму 695 088,30 рублей.
Мать Мирзаалимова устроила стихийную пресс-конференцию у дверей. Она кричит, что будет проклинать ФСБшников за то, что её невиновному сыну дали 20 лет. Обещает неизлечимые болезни и прорывается через журналистов вниз. Крики слышатся от гардероба.
автор видео Сергей Николаев/«Фонтанка.ру»
Итак, кто сегодня был приговорен:
Содику Ортикову 41 год, гражданин Таджикистана. Шохист Каримовой 48 лет, приехала из Узбекистана и, по её словам, не планировала задерживаться в Москве дольше года. Их роль описана скупо - обеспечили террористическое сообщество средствами связи. Согласно обвинительному, 31 марта Каримова предоставила Аброру Азимову телефон для активации сим-карты, к которой был привязан киви-кошелёк, Ортиков сделал контрольный дозвон. С этой же сим-карты Азимов, как утверждается, непосредственно перед терактом созванивался с Джалиловым.
Ещё лаконичнее описаны роли «петербургской ячейки». Семь человек якобы занимались тем, что подыскивали места для совершения терактов, уязвимости в охране станций метрополитена, проводили общую разведку местности и собирали бомбу в квартире на Товарищеском. По версии обвинении, они настолько преуспели в конспирации, что ни разу не засветились перед камерами наблюдения.
Дилмурод Муидинов и Азамжон Махмудов отметились следами на липкой ленте, которую нашли в квартире. На липкой ленте с самой бомбы их следов не нашли - на ней только генетика братьев Эрматовых.
Ибрагиму 26 лет, Мухамадюсупу 28 лет. Он женат, есть сын 2015 года родения, зарабатывал строительством и извозом, снимал квартиру на Товарищеском, в которую за 4 тысячи в месяц и заселял «террористов». По версии обвинения, был вовлечён в группировку Джалиловым, отвечал за вербовку в Петербурге, ему же о своих успехах отчитывались квартиранты.
Дилмурод Муидинов. Гражданин Киргизии, родился в Оше, 22 года. Азамжон Махмудов. Гражданин Узбекистана, 25 лет, холост. Выполнял строительные работы для Мухамадюсупа Эрматова. В марте тот не смог расплатиться и вместо этого пристроил жить на Товарищеский. В квартире он, пожалуй, проводил времени больше остальных: на стройку отлучался редко, целыми днями смотрел фильмы. Но, как заявлял в суде, соседей за сбором бомбы не ловил, разговоров радикального толка не слышал.
Махамдюсуф Мирзаалимов. Родился в Оше, 24 года. После 6-го класса с семьёй перебрался во Владивосток. В 2014-м впервые приехал в Петербург. Трудился в общепите, в квартиру на Товарищеском, переехал 1 апреля после того, как потерял работу. В суде говорил, что задерживаться в резиновой однушке не собирался: рассчитывал найти новое место и подыскать жильё поприличнее.
На предварительном следствии, согласно протоколу, делился подробностями беседы с Махмудовым - тот 4 апреля будто бы сказал, что за терактом стоит Абу Салох, а Джалилов - его человек. В суде заявил, что ничего подобного не было.
Сайфилла Хакимов. Гражданин Киргизии, 41 год. Женат, пятеро несовершеннолетних детей, младшей дочери семь лет. Бахром Эргашев. Земляк, ровесник и приятель Хакимова. Женат, трое детей.
Все 11 фигурантов заявили о своей невиновности. «Фонтанка» рассказывала о том, что обвинение предъявило в качестве доказательств их причастности к теракту. Адвокаты настаивали, что виновных нужно искать за пределами аквариума. По их мнению, большинство улик добыты с нарушением закона, остальные противоречивы и нелогичны.
После приговора адвокаты заявили журналистам, что комментарии будут сразу, как только они поймут, что произошло.
Наталья Кириллова, одна из потерпевших, в коридоре громко говорит: «Я довольна. Но считаю, что пожизненных могло быть больше».
Кириллову спрашивают, верит ли она, что Джалилов именно подрывник. Она взрывается: «Собаке собачья смерть! Как вы можете спрашивать об этом?» Журналисты словно опасливо разбегаются в стороны. Вопрос задал правозащитник Динар Идрисов, он наседает на женщину с вопросами о возможной невиновности. Потерпевшая уходит, опираясь на костыль.
Кириллова представляется режиссёром-документалистом на пенсии. Она выжила в вагоне с Джалиловым.
На этом мы завершаем трансляцию судебного заседания. Подробнее о том, как зачитывали приговор, читайте в ближайшее время в репортаже Татьяны Ципуштановой. Каким был Петербург в свой черный день 3 апреля 2017 года, смотрите в нашем лонгриде.