В аэропорту Пулково с 1 января 2020 года будет действовать режим седьмой свободы воздуха. Об этом сообщили 24 декабря в Министерстве транспорта РФ. Ведомство утвердило список из 30 государств, куда смогут летать иностранные компании. В дальнейшем он может быть расширен.
Без ограничений перевозчики смогут доставлять пассажиров из Северной столицы в 21 страну. Среди них Бельгия, Дания, Ирландия, Исландия, Латвия, Литва, Люксембург, Македония, Мальта, Нидерланды, Норвегия, Польша, Португалия, Румыния, Сербия, Словакия, Словения, Финляндия, Швейцария, Швеция, Эстония.
В еще девять стран полеты будут разрешены, за исключением столиц и крупных городов. Так, в Австрию можно будет летать во все города, за исключением Вены, в Великобританию – за исключением Лондона, в Чехию – за исключением Праги, во Францию – кроме Парижа и Ниццы, на Кипр – кроме Ларнаки и Пафоса, Италию – за исключением Рима и Милана, Испанию – за исключением Барселоны и Малаги, Германию – кроме Берлина, Дюссельдорфа, Гамбурга и Мюнхена. В Болгарии разрешены полеты только в Софию.
Управляющая аэропортом компания «Воздушные ворота Северной столицы» уже получила информацию о заинтересованности в выполнении рейсов в аэропорт Пулково по седьмой степени свободы от авиакомпаний Wizz Air, Ryanair, easyJet, Volotea, airBaltic, FlyOne и других, сообщил оператор.
На вопрос, куда конкретно намерена летать каждая из компаний, в ВВСС на момент публикации не ответили. Ранее коммерческий директор Евгений Ильин говорил, что, к примеру, венгерский WizzAir, который сейчас может летать из Петербурга только в Будапешт и Лондон, где у него есть отдельное юрлицо, смог бы свободно возить пассажиров в Польшу и Чехию, где у него есть базы. Сами компании не прокомментировали свои планы.
По итогам 11 месяцев 2019 года Пулково обслужило 18,2 млн пассажиров, что на 8,2% превышает результат за аналогичный период 2018 года. Помимо появления новых направлений, компания рассчитывает на увеличение частоты рейсов по существующим маршрутам.
Статуса «открытого неба» оператор Пулково добивался уже несколько лет. Ситуация сдвинулась после того, как Северная столица получила разрешение принимать туристов по электронным визам. Ожидается, что упрощенные правила въезда станут мощным драйвером для увеличения турпотока из европейских стран, а значит создадут спрос на услуги авиаперевозчков.
Седьмая свобода воздуха позволяет перевозить пассажиров и грузы между двумя государствами без посадки в стране регистрации авиакомпании. Сейчас такой возможности нет ни у одного из российских аэропортов. Предполагалось, что этим правом в основном заинтересуются бюджетные авиакомпании.
Изначально Пулково запросило право летать по седьмой свободе в 33 страны. Но из конечного списка выбыли Израиль, Хорватия и Греция. Ограничения по популярным направлениям были введены для того, чтобы защитить интересы национальных перевозчиков.
Помимо седьмой свободы, Пулково также запрашивала у авиационных властей пятую свободу. Она дает право иностранным авиакомпаниям при полете из своей страны в третью приземляться в России и брать здесь пассажиров и грузы. Сегодня такой режим действует во Владивостоке, Сочи, Калининграде и Улан-Удэ.
Получение статуса открытого неба может привести к пересмотру инвестиционной программы Пулково. Ранее сообщалось, что аэропорт готов вложить 500 млн евро в расширение центрального терминала за счет пристройки дополнительных галерей с северной и южной сторон, а также увеличения выходов на посадку. В случае получения статуса «открытого неба» программа может быть скорректирована. В списке вариантов — строительство в южной части отдельного терминала для лоукостеров или использование для этой цели здания Пулково-2.
Ранее глава банка ВТБ Андрей Костин заявлял, что строительство нового терминала может обойтись в 400 млн евро. Конкурс на разработку эскизного проекта второй очереди на месте советского здания 1973 года постройки был объявлен в начале декабря.