Свободное мореплавание все еще запрещено на участке Двинского залива, где во время августовских испытаний нового оружия погибли ученые саровского ядерного центра. Центр работает над созданием «Буревестника» – межконтинентальной ракеты на ядерном топливе.
Прибрежное предупреждение о запрете плавания в Двинском заливе Белого моря размещено на сайте администрации морских портов западной Арктики. Срок ограничения истекает 6 февраля. Как отмечает издание «29.RU», «эмбарго» не снимается с августа. Помимо плавания, оно не допускает рыбалку, постановку на якорь, добычу морских млекопитающих и пролет летательных аппаратов.
Почему введен запрет, власти не объяснили ни тогда, ни сейчас. Заместитель капитана порта Архангельска Сергей Козуб в разговоре с «Фонтанкой» снова посоветовал искать ответы у Минобороны. «Капитан порта таких запретов не выдавал, поэтому обращайтесь к военным», – сказал он 10 января.
К оборонному ведомству журналистов отправляет и «Росатом». На вопрос о дезактивации местности представитель госкорпорации Андрей Иванов сообщил, что в отпуске, и порекомендовал направить редакционный запрос, на который, впрочем, по его признанию, исчерпывающего ответа не будет.
По официальным данным, в результате взрыва на морской платформе в Белом море 8 августа 2019 года погибли двое военнослужащих и пять сотрудников принадлежащего «Росатому» ФГУП «РФЯЦ-ВНИИЭФ». Саровский ядерный центр проводит, по информации СМИ, испытания неограниченной дальности ракеты с ядерной установкой. Новый тип оружия президент России Владимир Путин анонсировал в 2018 году. Ракету назвали «Буревестником». Именно она стала виновницей трагедии в Белом море, считает президент США Дональд Трамп. Американских дипломатов позднее снимали с поезда на обратном пути из Нёноксы. По данным СМИ, они прикидывались грибниками.
Полигон, на котором произошел взрыв, находится в 40 км от Северодвинска и в 2 км от села Нёнокса. По данным на 2010 год, в посёлке жили 468 человек. Росгидромет сообщал, что после взрыва радиационный фон в Северодвинске повысился в 16 раз, но через два часа нормализовался. Местное население массово скупало йод, сообщало об исчезновении животных и пожелтевших деревьях. Владимир Путин на встрече с президентом Франции Эммануэлем Макроном утверждал, что «никакой угрозы там нет и никакого повышения фона там тоже не существует».
За неделю до встречи Путина и Макрона с официальным заявлением выступили руководители Российского федерального ядерного центра. Ученые поставили в один ряд формулировки «малогабаритный ядерный реактор мощностью несколько киловатт испытали учёные США» и «нам не удалось всё предусмотреть». В «Росатоме» «Фонтанке» заявили, что это выступление физиков нельзя воспринимать как признание о взрыве ядерного реактора. Представитель корпорации подчеркнул, что речь шла о радиоизотопном источнике питания, и для простоты журналистского понимания назвал его ядерной батарейкой.