Игорь Креславский возглавил комитет по строительству вместо Леонида Кулакова. На новом месте бывшему бизнесмену придется сразу думать, что ответить прокурору.
20 января сменился руководитель одного из самых капиталоемких комитетов Смольного — строительного. Леонид Кулаков, чуть не доработав на должности председателя до 2 лет, уступил её главе правления ГК «Росстройинвест» Игорю Креславскому, сам переместившись в администрацию губернатора. И для компании Креславского, и для семьи строителя это не первый поход во власть.
Нового председателя комитету представил утром профильный вице-губернатор Николай Линченко. Несколько часов спустя Креславский дебютировал в качестве участника правительственного совещания, где губернатор представлял его уже коллегам по Смольному: сообщил, что новоиспеченный чиновник «прошел большой путь» и «разбирается». Кроме того, Александр Беглов поставил главную задачу – ликвидировать дисбаланс между жилой застройкой и социальной. Особо обратить внимание просил на Шушары, где по этому поводу надо проводить совещания «как минимум два раза в неделю».
Предполагалось, что после правительственного совещания Игорь Креславский пообщается с прессой, но в итоге пресс-подход отменили. Возможно, новый глава комитета спешил в Шушары — или разбираться с долгами, оставшимися от прежнего. Некоторые из них имеют облик представления городской прокуратуры, такой документ пришел в ведомство в начале года. Прокуроров не радует, в частности, что из 1,8 млрд рублей на проектирование и строительство жилых домов в 2019 году было использовано лишь 9,2%, то есть 163 млн. Главная причина — ненадлежащее планирование закупок фондом капстроительства, именно этот «подвед» комитета действует как заказчик. Кроме того, фонд замечен в нецелевом использовании бюджетных средств: например, 34 млн пошли на ликвидацию свалки строительного мусора на юго-западе.
Отдельно прокуратуру не устраивают отношения Смольного с компанией «А-Проект». В документе, по данным «Фонтанки», сообщается о возбуждении уголовного дела по крупному мошенничеству, связанному с контрактом на строительство домов в Пушкине от 2016 года — он был расторгнут в середине года. При инженерной подготовке квартала в Каменке компании перевели 47 млн рублей: на 37 млн из них работы не выполнены, при этом по банковской гарантии деньги в полном объеме не возвращены, а работы на участке не ведутся.
Есть и другие нарушения, вроде завышения стоимости работ и несвоевременного размещения информации на сайте госзакупок. Прокуратура считает, что виноваты и фонд и комитет, а комстрой не в полной мере исполняет полномочия главного распорядителя бюджетных средств. Напомним, в конце декабря в фонде капстроительства также сменился руководитель — Софью Викулову сменил Арзу Фаталиев, который сейчас является исполняющим обязанности управляющего. Параллельно фонд — и, соответственно, комитет — освобождают от дорожного строительства, этим теперь будет заниматься только КРТИ. Однако те объекты, по которым уже были понесены какие-то расходы, заканчивать придется все же комстрою. Насчет срока проведения конкурсов новацию предложил комитет финансов: всех государственных заказчиков он хочет обязать заключать все контракты до 1 ноября, а в отношении адресной инвестиционной программы — до 1 апреля.
Есть у прокуратуры вопросы и к претензионной работе, которую ведет комитет. Из 157 постановлений об административном наказании почти все относились в 2019 году к юрлицам; должностных лиц задели лишь в 16 случаях. Такое за комитетом наблюдают не впервые, в 2018 году аналогичное представление получал курировавший его Игорь Албин. С другой стороны комитет выписал лишь 8 представлений об устранении причин нарушений, не особо увлекаясь превентивной работой и иногда отказываясь проводить проверку, когда это было необходимо. Недостаточным кажется прокурорам контроль комитета за еще двумя подведомственным организациями – Управлением строительными проектами (УСП) и Центром содействия строительству. УСП, в частности, занимается достройкой проблемных домов с дольщиками. В соответствующий перечень в конце 2018 года занесли 36 адресов, и управление осуществляет на них строительный контроль. При этом нигде оно не является заказчиком или подрядчиком и нигде у него нет договора с застройщиком.
Игорю Креславскому все это будет в новинку. До прихода в Смольный он владел долей и возглавлял правление в ГК «Росстройинвест». Компания строит жилье различного класса по всему городу — от элитного Петровского острова до Мурино. Занималась она и реставрацией Спас-Преображенского Валаамского монастыря, реконструкцией корпусов Мариинской больницы, строительством храма Тихвинской иконы Божией Матери в Калининском районе. Фактически это семейное предприятие: собственниками компании являются мать нового председателя комстроя Нина Креславская и её супруг Федор Туркин.
У последнего, кстати, тоже был опыт хождения во власть — правда, неудачный. В 2016 году Туркин предпринял попытку стать депутатом Госдумы: он выдвинулся по одномандатному округу на северо-востоке города. В этом округе (№214) «Единая Россия», по договоренности парламентских партий, не стала никого выдвигать, избавив от конкуренции согласованного администрацией президента кандидата – актрису Елену Драпеко (шла от «Справедливой России»). Отсутствием сильного кандидата-единоросса решил воспользоваться Федор Туркин: он выдвинулся от «Патриотов России» и вел активную агитацию, закупая рекламу в СМИ и размещая билборды. Однако, несмотря на дороговизну кампании – она обошлась ему, только по официальным данным, в 13,8 млн рублей (победительница Елена Драпеко, согласно отчету, израсходовала только 5 млн), – результат ожиданий предпринимателя не оправдал: он набрал около 5% голосов. Впоследствии Федор Туркин говорил, что не жалеет об этом опыте, поскольку он принес плоды: в частности, Владимир Путин в одном из своих выступлений «процитировал два предложения» из предвыборной программы предпринимателя «буквально слово в слово — о том, что аварийное жилье может в любой момент рухнуть и похоронить заживо своих жителей». Идею предпринять еще одну попытку пойти во власть председатель совета директоров «Росстройинвеста» никогда не отвергал: в 2017 году бизнесмен обещал, что если он сам или кто-то из его соратников пойдет на выборы снова, то применит «совершенно другой подход».
Леонид Кулаков с набережной Мойки переезжает в Смольный: он назначен первым заместителем главы администрации губернатора вместо Игоря Воскобойника. На просьбу подвести итоги своей почти двухлетней работы в комитете Кулаков ответил лаконично: «Сложно, но интересно».
О сложном 2019 годе говорил и Николай Линченко, представляя нового председателя и благодаря прежнего. Но проще не будет: кто бы ни приходил на руководство комитетом, должность эта «расстрельная». Под выговоры и разносы за отставание от строительных планов города из комитета уходили чуть ли не все руководители последних лет. В октябре 2018 года неожиданно дал волю эмоциям тогдашний строительный вице-губернатор Игорь Албин во время обсуждения проекта бюджета в Законодательном собрании: работу комитета он назвал катастрофой. При этом перепало всем от 2012 года — Андрею Артееву, Михаилу Демиденко, Сергею Морозову, да и при Кулакове, который на тот момент отработал полгода, позитивных изменений Албин не видел. Это была лебединая песня вице-губернатора, сам он был освобожден от должности менее чем через 2 месяца, однако официальные итоги 2018 года его характеристику подтвердили. Если отталкиваться от первоначальной адресной инвестиционной программы, то комитет исполнил её на 48%. Но еще осенью 2018 года программу урезали на 35% (на 7 млрд рублей), так что итоговые цифры выглядели чуть лучше — 75,5%.
В начале 2019 года врио губернатора Александр Беглов потребовал объяснений, и Леонид Кулаков, как и его предшественники, сослался на недобросовестных подрядчиков, с которыми пришлось расторгнуть под 30 контрактов. «За прошедший год медаль вам не вручим, – отвечал Беглов. – А если в 2019 году не исполните, будем разбираться по-другому». Чуда не случилось, в конце года адресную программу снова пустили под нож, на этот раз от комитета по строительству отрезали уже 9,5 млрд. В комитете традиционно объяснили это «расторжением государственных контрактов с недобросовестными подрядными организациями или в связи с банкротством компаний». Таким образом отпали, к примеру, гимназия № 406 в Пушкине, дом культуры и поликлиника для взрослых в Красном Селе, крытые катки на Ириновском проспекте и Маршала Новикова.
Несмотря на сокращение программы, на 1 декабря 2019 года она была исполнена лишь на 58,9%. Если верить комитету, то по итогам года показатель составил 79,9%.
В то же время в рамках программы в 2019 году ввели 27 социальных объектов. Для сравнения: в 2017-м было 12, в 2018-м — 15. Еще 24 объекта были сданы по соглашениям с инвесторами — это 11 школ и 15 детских садов. За 4 года Смольному, по его собственным подсчетам, необходимо 300 новых соцобъектов: часть он хочет построить сам в рамках АИП, часть получить от застройщиков, а для остального найти концессионеров. Подводя итоги года, в самом комитете напоминают о 20 введенных «проблемных» жилых комплексах на 6 320 квартир; среди них такие долгоиграющие истории, как «Охта Модерн» на Большеохтинском, один из проблемных корпусов ЖК «Новая Скандинавия» на Суздальском шоссе, последняя очередь ЖК «Ижора парк». Всего жилья сдали в 2019-м – 3,4 млн квадратных метров.
Генеральный директор Объединения строителей Санкт-Петербурга Алексей Белоусов считает, что главной задачей нового главы комитета должна стать именно реализация адресной программы. «Понятно, что проблема лежит не только в управленческой плоскости, но и в законодательной, мы постоянно критикуем 44-ФЗ о гозакупках, у него масса недостатков, – говорит эксперт. – Однако я приведу простой пример; есть КРТИ, тоже строительный комитет, хотя и в отношении дорожных объектов. Вот там таких проблем с исполнением АИП при наличии аналогичных требований почему-то не возникает. Значит, наверное, можно наладить эту работу и в комстрое».
Приход в комитет человека из бизнеса он считает скорее благом. «Конечно, ему будет сложнее, чем Кулакову, который пришел из системы госвласти (из Госстройнадзора. — Прим. ред.) и знал, как работает система отношений, – говорит Белоусов. – Но приход человека не из системы — это плюс. Я помню, как из бизнеса в комитет пришел Вячеслав Семененко и как задышал комитет. Были минимизированы бесконечные совещания, было налажено взаимодействие застройщиков с органами власти. Надеюсь, что комитет оживет и при Креславском, там появится новая струя».
Николай Кудин, Мария Карпенко,
«Фонтанка.ру»