Третий пошёл. После партии от создателя World of Tanks, партии писателя-командира Прилепина Россия обретает и новую партию «экологов». Лицом новых «зелёных» стал художник Вася Ложкин.
Автор безумных мультяшных котов, угрюмых пенсионеров-традиционалистов и прочих сермяжных героев дремучей российской реальности, художник Вася Ложкин пошёл в политику. Его позвали поддержать «всё хорошее против всего плохого». Он и согласился. Всё равно картины плохо продаются. Быть соучастником проекта, рождённого не снизу, а сверху, – для автора бесчисленных сетевых мемов не проблема, как и негатив тех, кто не приемлет смешивания творчества и политики.
Это интервью сложилось как мастер-класс по обретению политических амбиций. Путь от отрицания самой возможности стать депутатом Государственной думы до готовности служить Родине за большие деньги Алексей Куделин, он же Вася Ложкин, преодолел за полчаса.
– Алексей, пресса пишет, что «наше всё» – Вася Ложкин – пошёл в Госдуму. Неужели, правда?
– Как работает наша пресса? Чё-то напишут, потом другая пресса читает, переписывает, добавляя что-то от себя. Вот как работает наша пресса.
– То есть врут коллеги, что вы пошли в политику? Или натурально есть Вася Ложкин по паспорту, который пошёл в Госдуму, но это не вы?
– Где вы прочитали, что я пошёл в Госдуму? Нигде так не написано! А правда, что Николай Нелюбин полетел в космос? Мне это одна баба сказала. Прокомментируйте, пожалуйста!
– Николай Нелюбин брал интервью у космонавта, который в тот момент был на МКС. Ещё иногда от новостей о том, что клёвый и приличный художник полез в русскую политику, сознание выносит на орбиту.
– Я скажу: да, правда, я, Вася Ложкин, пошёл в Госдуму – вам от этого будет хорошо? Вам нравится такой ответ?
– Мне нравится, когда собеседник слышит, отвечает, ещё больше – когда слышит вопросы.
– А я – депутат Госдумы и заместитель Путина!
– Не верю.
– Хорошо. Меня назначили заместителем председателя ООН. Председателем пока рано, говорят. Только с 50 лет можно. Ну какая Госдума?! Кто-то видел, как я туда заходил? Никогда там не был.
– Чтобы туда попасть, у нас надо не туда ходить.
– Никогда там не был. И вряд ли буду.
– Может быть, вас неверно понял председатель оргкомитета новой партии «Зеленая альтернатива» Руслан Хвостов, который и рассказал в СМИ, что вы с ними?
– Не знаю, кто такой Хвостов. Но я читал в газетах, что есть незарегистрированная партия зелёных, которая хочет попасть в Госдуму. Это достойное каждого гражданина деяние. Каждый гражданин может быть депутатом Госдумы. Как и я могу стать депутатом и президентом. Вот экологи собрались в Думу. Это прекрасно! Они решили привлечь на свою сторону известного человека. Ну и написали – Вася Ложкин. Отличный человек? Отличный! Мне позвонил человек. Не знаю его фамилии. Может, это и был Хвостов… Я знаю петербургского художника Олега Хвостова! Мы с ним даже выпивали вместе. Может, это он звонил? Наверное, он и есть! Мне из трубки говорят: «Пойдём в Госдуму». Я сразу сказал: «Конечно, пойдём». На этом, собственно, всё. А дальше мне звонят все. Но я не знаю целиком их программу. Вдруг они за всё хорошее, против всего плохого? А я тоже за всё хорошее, против всего плохого.
– У нас и «Единая Россия» по документам и вслух за всё хорошее и против всего плохого. Почему им не помогаете?
– Так они же меня не зовут! Понимаете? Ни «Единая Россия», ни другие. А вот эти экологи позвали. Я даже рад этому! Я их поддержу.
– Попросят пойти от них в Госдуму, пойдёте?
– Не уверен в этом… Я просто не знаю, как это делается.
– Покажут программу. Вам понравится. Дальше паспортные данные им отдавайте, и всё. И они вместе с народом вас сделают депутатом.
– Лет 15 назад я написал песню «Мой Любовник – Депутат» («Разлюбила я солдата, полюбила депутата — в депутате много денег, а в солдате только триппер…» – Прим. ред.). Там в припеве: «Голосуйте за меня, и вам будет счастье!» Действительно, почему бы мне не быть депутатом? Я был актёром. Я музыкант, художник. Там много таких! Вполне себя вижу в Думе. И потом, у меня юридическое образование. Специальность – «государственное право». Не «гражданское право», а все эти системы власти. Когда я закончил институт, меня всё время раздражало, когда говорят «премьер-министр». Нет у нас такой должности! У нас есть председатель правительства! Я диплом давно писал. Не знаю, как сейчас работает система власти. Но, в принципе, не думаю, что сильно изменилась. То есть я что-то в этом понимаю. Тема моего диплома – муниципальная реформа в Московской области.
– Так ваши новые партийные друзья как раз оттуда. Из подмосковного молодежного движения «Местные». Был такой кремлёвский проект. Для вас не проблема тусить с конторой, которая не народом снизу придумана, а начальством сверху?
– А какая партия у нас придумана снизу, извините? Я не знаю ни одной такой партии. Партия любителей играть в танчкики разве что «народная». Я, кстати, больше к ним склоняюсь, потому что мой дядька очень любит в их танчики играть. А я его очень люблю и поддерживаю.
– Вы только что натравили «цифровых танкистов» на «кремлевских экологов». За такого партийного товарища, как Вася Ложкин, ведь подерутся ребята!
– Да! Но на самом деле вряд ли я куда-то попаду во власть.
– В партии у нас часто идут за другим. В принципе, для вас нет проблемы так поработать на власть?
– Нет. В чём тут может быть проблема? В том, что на меня обидятся канадские украинцы?
– На вас могут обидеться те, кто радовался, что вы вне липкой русской политики. «Выкидываю картины Ложкина», – скажут.
– Ой да ради бога! Дело не в этом, а в том, что одна баба что-то написала на заборе, и понеслась. Ну какая политика со мной? Ну посмотрите на меня!
– Ну, вот такая теперь у нас политика!
– Я, правда, не понимаю проблемы. Если эти ребята за экологию, если они за хорошее, я их поддержу. Как общественный деятель, например. Моя поддержка не значит, что я иду в какие-то депутаты. Хотя… Я же патриот России. То есть я в каком-то смысле уже участвую в политической жизни страны. Я всё время смотрю телевизор!
– Так и заболеть не долго. Не только образно и сценически, но вполне себе натурально психически.
– У меня есть телеэкран, где я смотрю Youtube. И я люблю там что-нибудь патриотическое послушать. Я там ух как наполняюсь патриотизмом!
– Кто бы мне сказал в 2010 году, что боксёр Николай Валуев станет законотворцем, я бы не поверил. А он стал. 9 лет сидит. Законы пишет. Кнопки жмёт. Я к тому, что Ложкин-то уж точно сегодня может в Думу попасть.
– Валуев – это такой здоровый боксёр? Знаю. Но я – депутат… Вряд ли. Это уже как-то через край. А так я, может быть, что-то и сделаю для этих зелёных, на митинге выступлю. Флагом помахаю. Покричу в мегафон. Я люблю со сцены покричать. У меня и мегафон есть.
– И гимнов патриотических на несколько альбомов. Подарите друзьям зелёным свою песню «Вперёд, Россия!» на партийный гимн?
– Боюсь, что не осилят они эту песню. (Смеётся.) И это не гимн. Я просто тогда хотел участвовать в Евровидении. Хотел её послать на Евровидение. Мне показалось, что с этой песней было бы круто выступить среди бородатых женщин и прочих извращенцев именно с этой песней. При этом размахивать ядерной дубинкой. Было бы очень круто.
– Попросят менее дикую песню на гимн, напишете?
– А почему нет? Денег заплатят, сочиню.
– Художник Вася Ложкин, который пошёл в политику, теперь будет писать маслом дороже? Цены вырастут? Обычно растут.
– Не знаю. Хотелось бы, конечно. Мои картины не дорожают уже много лет. Как стоили, так и стоят. И покупают их не очень активно. Не очень они уже нужны людям.
– И магазин ваш фирменный в Москве закроете?
– Пока работает. Слава богу, если в ноль там выходит. Все думают, что у меня там какие-то гигантские заработки. Постоянно мне пишут, чтобы я взял на работу или выступил спонсором. Как будто я директор завода! Нефтяной олигарх. Нет, не олигарх.
– Я к тому, что и это отдать придётся. Если по закону всё делать после нечаянного депутатства. Нельзя будет коммерцией параллельно со службой Родине заниматься. Готовы на такие жертвы?
– А я и не занимаюсь бизнесом… Да, я зарегистрирован как ИП, но насколько я знаю, лица, занимающие госдолжности, могут заниматься творчеством, лекции читать и так далее. Не всё запрещено. Ну и вроде как у депутатов зарплата неплохая. Нафига мне картины рисовать, если мне будут платить дофига денег? Буду нажимать на кнопки. А если будет желание рисовать, так ведь этого мне никто не запретит. Перестану быть депутатом и продам всё, что нарисую за 5 лет. Сказочно разбогатею! (Смеётся.)
– Вы про Суркова знаете?
– Это философ такой?
– Что-то вроде того, только на госслужбе. До недавнего времени. Когда ваши друзья по партии зелёных ещё были подмосковными «местными», именно Сурков рулил внутренней политикой. Есть у Суркова ваши полотна?
– Я знаю, что он книги пишет. Знаю, что есть такой человек. Он мыслитель.
– Очень патриотичный мыслитель.
– А я что, не патриотичный? Я более патриотичный, чем Сурков! Было бы интересно с ним подискутировать. Вообще интересно наблюдать весь этот шум. Мне сначала позвонили мои местные ярославские журналисты. Говорят, что на страницах партии написали про Васю Ложкина. Я их спрашиваю: «Вы когда-нибудь слышали про эту партию?» Нет, отвечают. Вот так и получилось, что теперь все знают про эту партию.
– То есть вас вписали без спроса?
– Ну, был разговор. Мне сказали: пойдём в политику. Я ответил: я подумаю. Вот и весь разговор.
– Получается, они вас подставили?
– Всё по-честному. Я думаю. И они так вытянуть могут кого угодно. Например, Александра Розенбаума!
– Открою вам секрет. Розенбаум давно в «Единой России». И уже побыл депутатом Госдумы.
– Ну Шнуров, в конце концов! Скажут ему: пошли с нами. Он скажет: я подумаю. Так и запишут.
– При всей странности вашего партийного статуса, вы пока ни разу не отреклись от тех, кто вас вписал до вашего внятного согласия.
– А чего мне от них отрекаться? Это же экологи! Не фашисты же! Они за Грету Турнберг!
– То есть, если вдруг окажутся фашистами, отречётесь?
– Конечно, да. Прокляну и отрекусь. А если не фашисты, если хорошие люди, пойду с ними.
– Так это вам тогда к Захару Прилепину надо. Он тоже против фашистов. Рассказывал, как их убивал.
– Ну не… К этим не хочу. И он не людей крошил, а защищал жителей Донбасса от фашистов. Он для меня антифашист. Но в его партию не хочу. Они там все воинственные очень. Я не такой.
– Ваша картина «Великая прекрасная Россия» такими темпами у нас скоро в школьные учебники войдёт как официальная карта Евразии (картина одно время была внесена в список запрещённых материалов, о чём «Фонтанка» говорила с Ложкиным в 2016 году. – Прим. ред.)?
– Не войдёт. Только если власть в стране захватит либеральная хунта. Тему с этой картиной разгоняют либеральные СМИ, которые кормятся от всяких разных иностранных разведок.
– Вам Путин за 20 лет не поднадоел?
– А при чем тут Путин? Вы хотели комментарий насчёт «зелёной партии», я сказал. Кстати, сейчас вот подумал… Наверное, всё-таки пойду в депутаты. Костюм куплю красивый, очки новые. Буду приносить пользу Родине.
Николай Нелюбин, специально для «Фонтанка.ру»