Функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации
Общество «Типичное невежество». Юрий Норштейн выступает против приватизации «Союзмультфильма»

«Типичное невежество». Юрий Норштейн выступает против приватизации «Союзмультфильма»

51 173
Юрий Норштейн

12 марта было обнародовано открытое письмо классиков анимационного кино, под которым поставил подпись режиссер «Ежика в тумане» и других знаменитых мультфильмов, на которых росла вся страна, лауреат Госпремии СССР Юрий Норштейн.

«Фонтанка» связалась с классиком анимации, чтобы узнать, какие события подтолкнули его к этому поступку, что происходит на киностудии и какой выход из ситуации он видит.

— Юрий Борисович, почему вы решили выступить с открытым письмом, чего вы опасаетесь в отношении студии?

— Уже многое произошло, чего мы опасались. Идет направление на приватизацию, то есть студия перейдет в частные руки, она будет акционирована — ну, всё «как надо», потом появится хозяин, и дальше — всё: вся коллекция, всё, что наработано было когда-то, — уйдет в частные руки. Все очень просто.

— То есть вы не хотите, чтобы на вашем творчестве зарабатывали не имевшие к нему отношения люди?

— Дело не в этом. Студия должна зарабатывать. Но она должна помнить, кто это делал. И понятие авторства должно быть восстановлено, а его уже по суду убрали. Постепенно, постадийно идет отъем от авторов, но и отъем самой студии, передача ее в частные руки. И понятно, чем они там будут заниматься, потому что слово «искусство» в лексиконе Слащевой не звучит, там звучит только одно — «надо зарабатывать деньги». А кто против? Мы что, в свое время не зарабатывали, что ли? Зарабатывали, просто никто не отнимал у нас авторства. А сейчас студия этим занята, и она это считает одной из своих важнейших целей.

— Что за отъем авторства?

— Получается так: автор, например, Сергей Алимов — был такой замечательный художник, который сделал четыре фильма с Федором Хитруком, — придумал изображения. А сейчас пытаются доказать, что это всё — заслуги студии, а мы были у нее вроде как поденщики: студия давала задание, и мы это задание выполняли. Но это типичное «не то». Типичное проявление невежества, причем с абсолютно направленной целью — доказать, что художники здесь никто. Кого угодно можно с улицы взять, и он тут же нарисует — главное, что студия даст задание. Вот куда всё идет.

— И что при этом происходит с авторскими отчислениями?

— Простите, эти копейки, которые они перечисляют нам, — я просто решил для себя, что в следующий раз их пошлю Слащевой на молоко для детей. Я не хочу быть униженным. Даже не лично я — художник не должен быть униженным. Должно быть все четко, открыто. А делается все не просто келейно — понимаете, все делается под прикрытием якобы суда. Но вспомните фразу Лермонтова в связи со смертью Пушкина — «Таитесь вы под сению закона». Вот чем они занимаются. Якобы это все закон говорит о том, что нужно это все отнимать, и вообще, авторские права — это весьма условное, расплывчатое понятие.

— То есть вам и сейчас-то платят немного, но вы опасаетесь, что после перехода в частные руки вообще перестанут.

— Нет, но когда перейдет в частные руки, они будут с этим делать все, что захотят. Мне часто звонят и говорят: «Мы хотим ваш фильм переделать в систему 3D». Я говорю: «Вот туда и идите, где это 3D, а я не разрешаю». Они себя объявят единственными наследниками и будут делать все, что захотят, и использовать персонажи любым образом. Да уже используют…

— То есть вас пугает, что с вашими персонажами могут начать выпускать продовольственные или хозтовары.

— Персонаж, сочиненный художником, ему и принадлежит — это изображение. И все было прописано по закону грамотно еще в 1960-е годы. Но они поменяли закон.

— Какова судьба вашего обращения (под документом стоит дата 10 марта)? Пока реакции никакой не поступило.

— Я не думаю, что будет мгновенная реакция.

— Ну, все-таки под ним такие имена, и я думаю, что стоило бы.

— Сегодня, к сожалению, ничего не действует, а имена — тем более. Более того, имена знаменитых творцов студии раздражают таких, как Слащева и вся компания, которую она создала на киностудии «Союзмультфильм». Когда менеджер становится главным человеком в творчестве — это немыслимо. И, естественно, это все делается под руководством Слащевой. Как она появилась — так сразу пошла эта бодяга по отъему авторских прав. А почему она появилась? Потому что Мединский, на тот момент министр культуры, поставил Слащеву во главе студии, и она руководит процессом. Этот разговор идет уже три года — и от этого можно сойти с ума.

— Сейчас некая реперная точка?

— Не знаю, как это будет двигаться, потому что Мединский получил повышение, он теперь правая... или левая рука президента — странный выбор у президента, но это его дело. Но почему я должен прислушиваться к тому, что будет говорить наместник Мединского на студии? Это называется «мафия», по-другому не назовешь. Нашей силы не хватает, когда в дело включается чиновник высокого ранга. Поэтому как, что будет — я не знаю, я хочу одно: чтобы мы были услышаны. И не просто, как сегодня говорят, «я вас услышал», а чтобы мы были услышаны как люди, которые принесли огромную пользу в воспитании поколения в стране.

— И вы надеетесь, что если «Союзмультфильм» останется государственным, заработанные деньги будут инвестированы в развитие анимационного кино?

— Должны. А они, кстати говоря, и туда не инвестируются, потому что у менеджеров зарплаты в четыре раза выше, чем у режиссеров. Извините, такого никогда не было на киностудии «Союзмультфильм». Из чего они выписывают себе зарплаты? Из тех денег, которые мы вырабатывали в свое время. Это мы были — режиссеры того поколения, на деньгах которого сейчас паразитирует киностудия «Союзмультфильм». Я не хочу этого, я буду об этом говорить везде, где есть хоть малейшая возможность.

— Какая-то безвыходная ситуация получается — и приватизировать плохо, и оставлять как есть…

— Ситуация имеет выход, если нас услышат. Потому что Слащева может быть хороша в финансовых делах, организации производства и прочее — наверное, она это умеет делать, но что касается творчества — она абсолютно безграмотная.

— Каким вы видите идеальный выход из ситуации?

— Выход — чтобы нас опять собрали, чтобы мы могли напрямую сказать об этом премьеру, как в свое время говорили Путину (он тогда был, кстати, в ранге премьера).

— То есть вы хотите, чтобы было собрано некое совещание.

— И чтобы мы там были в обязательном порядке. Потому что когда мы были у Путина, все должно было пойти — и пошло вначале хорошо. Потом пошло по-другому. Я сейчас не буду в подробности вдаваться, но тогда это был очень продуктивный разговор. После этого к нему пришли на встречу — уже на основе нашей встречи — другие люди. А мы, кто начинали все это, остались за бортом. А почему? Потому что те люди, которые пришли, — продюсеры, сама Слащева, — знали, что мы скажем правду. Путин услышал, о чем они говорили. А ему нужно было услышать в первую очередь нас. Мы в этом случае — гораздо более важные люди и ответственные, чем те, кто к нему пришли.

Беседовала Алина Циопа

ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
Комментарии
8
Присоединиться
Самые яркие фото и видео дня — в наших группах в социальных сетях