В президентском физико-математическом лицее нашли, вероятно, единственный способ сделать это быстро и без лишней головной боли.
Чтобы решить задачу организации «дистанционки», надо разделить её на три части. Первая и, пожалуй, самая интересная — уроки онлайн. Потому что дети должны быть заняты дома, а не слоняться по улицам и торговым центрам. Директор президентского физико-математического лицея № 239 Максим Пратусевич рассказал «Фонтанке», во что ему обошелся правильный ответ. Можно ли масштабировать этот опыт на все петербургские школы — судите сами.
— В президентском лицее решили проводить дистанционное обучение в режиме онлайн-конференций. Зачем, если можно просто давать задания?
— Временное дистанционное обучение, в принципе, можно проводить и без видеоконференций. Но наша задача, помимо всего прочего, сделать так, чтобы дети, отпущенные домой, не шлялись по улицам. Именно для этого надо устраивать видеоконференции и общаться с ними, а не просто заставлять присылать домашние работы и проверять их.
— То есть видеоконференции нужны, скорее, как организующий фактор?
— Да, чтобы дети знали, что в определенное время они должны оказаться онлайн перед экранами своих смартфонов или компьютеров. Грубо говоря, с 9 до 15 ребенок должен быть занят.
— Функция видеоконференции есть даже в Skype. По каким критериям вы выбирали сервис для видеоконференций?
— Таких сервисов довольно много. В президентском лицее есть подразделение дистанционного образования, которое занимается массовыми открытыми онлайн-курсами. Еще месяц назад я дал им задание подготовить развертывание системы дистанционного обучения для всего лицея, на случай проблем из-за коронавируса. Сотрудники подразделения исследовали все эти сервисы. Skype для наших целей все-таки не предназначен. Во-первых, у него есть ограничение на количество одновременных подключений, не больше 15. А мне надо подключить целый класс. Кроме того, Skype ест трафик и не дает возможности, например, показать презентацию, разделить окно, чтобы в одной части демонстрировать дополнительные материалы.
— Вы пользуетесь платной версией выбранного вашими специалистами сервиса?
— Не то чтобы пользуемся, пока мы запросили у сервиса академическую лицензию. Заплатим централизованно и будем пользоваться всем учреждением.
— И это реально — посреди учетного года сориентироваться, быстро провести закупку и оплатить сервис?
— Вы же понимаете, что в сложившейся экстренной ситуации это будут не бюджетные деньги. Поэтому бюрократических проблем здесь нет.
— А сколько будет стоит этот сервис?
— Мы ждем официального ответа, но, вероятнее всего, это будет тысяч 20–30 в месяц.
— Интересно, подъемные ли это деньги для среднестатистической петербургской школы?
— Эти деньги я буду просто выкладывать из собственной зарплаты. Это самое простое решение, если не единственное.
— Получается, мы разделили проблему дистанционного образования на несколько частей. Ту часть, где надо детей мобилизовать и дисциплинировать, решаем с помощью сервиса видеоконференций. Осталось еще две части: домашние задания и их проверка и выставление оценок.
— С домашними заданиями вообще нет никаких проблем. Принимать и передавать файлы умеет и сервис видеоконференций, и электронную почту никто не отменял. Кроме того, у нас есть наша система электронного журнала, которая позволяет создавать внутренние чаты и собирать домашние здания в электронном виде. Причем так, чтобы их видел только учитель.
— Эти домашние работы надо набирать на компьютере?
— Нет, в виде фотографий страниц тетради. Или через односторонний файлообменник, куда можно положить файл, а скачать нельзя. Я против того, чтобы домашние работы можно было на компьютере набирать, потому что тогда мы будем получать тридцать одинаковых работ. Копипаст никто не отменял. А с выставлением оценок вообще нет проблем — в электронном журнале их можно выставить из любой точки мира.
— Пока все звучит почти идеально. Но что потеряется при переходе на дистанционное обучение?
— Вы же предпочтете сходить в театр, вместо того чтобы посмотреть постановки в видеозаписи. Вот это ощущение непосредственного общения и сопричастности теряется.
— А насколько ваши учителя готовы к переходу на дистанционное обучение?
— Мы организовали на каникулах обучение для учителей. Я думаю, что двух часов семинаров достаточно. Даже мои литераторы, которые не являются IT-специалистами, уже зарегистрировались на онлайн-платформе и научились организовывать вебинары.
— Насколько дети обеспечены компьютерами и планшетами, чтобы учиться из дома?
— Да, здесь может быть проблема. Но у нас в школе есть запас ноутбуков и планшетов — порядка 150 штук. И в случае необходимости мы можем их выдавать под полную материальную ответственность. Но смартфона, в принципе, достаточно, чтобы обучаться дистанционно. А смартфоны почти у всех есть. Но если нет совсем ничего — в школе есть компьютерный класс. Можно приезжать в этот класс, будешь там сидеть один с компьютером.
У нас уже сейчас в некоторых классах ходит человек семь, остальные дома сидят. И коллеги ставили в классе веб-камеру и организовывали видеотрансляцию из класса.
— Как вы лично относитесь к ситуации? Насколько все страшно?
— Я считаю, что изолироваться надо. Научные исследования показывают, что это лучше делать. В нашей школе мы обычно жестко следим за посещаемостью, но в текущей ситуации мы не стали настаивать. Всегда же можно сделать так, что все придут, даже если не хочется. Я очень люблю анекдот про то, как накормить кошку горчицей. Вот это по-нашему: добровольно и с песнями. В этот раз мы не стали прибегать к таким методам.
— А дети готовы самоорганизоваться? Вероятно, есть возрастные группы, для которых это в меньшей степени подходит?
— Начальной школы у нас нет. А пятиклассник уже в состоянии проявить ответственность. Мы планируем относиться так: если ты вовремя не подключился куда надо, значит, прогулял или опоздал. И за это будут применяться наши обычные санкции.
— Как коронавирус скорректировал планы лицея?
— Мы уже отменили и соревнования по робототехнике, и фестиваль «Робофинист». Мы еще не знаем, что будет с нашими вступительными экзаменами. Старшие классы поступают с 19 апреля. Если начальство сочтет возможным открыть школы после 12 апреля, то экзамены пройдут в эти даты. Младшие классы поступают в мае, о переносе этих экзаменов пока речь не идет. Как и о переносе ЕГЭ. Но Всероссийская олимпиада школьников уже сдвинулась на середину мая.
— Что, по вашему мнению, сейчас должен предпринять комитет по образованию и сами школы, чтобы не случилось, извините, бардака.
— Бардак неизбежно будет. Потому что из хаоса рождается порядок. Можно не заморачиваться с видеоконференциями, но высылать задания с четкими дедлайнами и получать их обратно — совершенно доступная вещь.
— А на учителей не увеличится нагрузка? Не все же учителя продвинутые пользователи ПК.
— Электронный документооборот введен достаточно давно, как и электронный журнал. С какой стороны включается компьютер, все учителя знают. Я не думаю, что нагрузка в часах сильно возрастет. Разве что придется подумать о новых формах организации работы.
— Как изменение формы организации отразится на зарплате учителей?
— Зарплата учителя тарифицируется на год вперед. И оттого, что он стал работать в другом режиме, зарплата поменяться не должна.
— Не возникнет каких-то организационных проблем? Ученик посреди урока встал и ушел, оставив вместо себя на столе перед веб-камерой портрет дедушки.
— Во время урока и в обычном режиме ученик может отпроситься выйти на несколько минут. Дисциплинарные вопросы возникнут, если ребенок вообще не появился онлайн. Остальное — решаемо.
Венера Галеева,
«Фонтанка.ру»