Инициатива правительства привлечь сотовых операторов для борьбы с коронавирусом отторжения у них не вызвала. Но первое, что приходит в голову, — насколько законной будет слежка за пусть и подозрительными, но вроде бы законопослушными абонентами. Второй вопрос — насколько адекватной будет работа такой системы.
Идея, высказанная в понедельник с утра кабинетом министров, по-своему революционна. Если переводить с чиновничьего на русский, то сотовые операторы должны отслеживать передвижения потенциально больного гражданина по его сим-карте и рассылать всем, кто окажется на его пути, эсэмэски с предупреждением об опасности.
Дальше, конечно, больше. Те, кто получит такие тревожные сообщения, должны самоизолироваться, а информация о них будет направлена «куда надо». Если точнее, то в оперативные штабы субъектов РФ. Интересно, что сроки реализации такой инициативы предельно сжаты: уже 27 марта Минкомсвязи должно «организовать создание» системы.
Конечно, «организовать создание» и «создать», а тем более запустить в промышленную эксплуатацию систему слежки и оповещения, да еще и так, чтобы она исправно работала, — это очень разные вещи. Тем не менее сотовые операторы отмечают, что с технической точки зрения никаких особых препятствий для этого нет. Хотя пока не до конца ясно, чего же именно хотят от них чиновники и о какой степени точности слежки мечтают.
Если не вдаваться в технические подробности, то, в принципе, современное состояние инфраструктуры сотовых операторов уже сейчас вполне способно определять примерное (очень примерное) местоположение телефона со вставленной сим-картой. Такие данные используются оперативными службами или — с обезличиванием абонента — в научных исследованиях. Совсем недавно, к примеру, Высшая школа экономики с помощью сотовых операторов определяла приблизительно точное число постоянно находящихся на территории Петербурга людей.
Есть и другие примеры успешного использования такого функционала их сетей. «В 2019 году «МегаФон» для поискового отряда «Лиза Алерт» реализовал похожий проект «МегаФон.Поиск», в рамках которого SMS-сообщения о пропавшем человеке отправляются тем лицам, которые находились рядом с ним в определенном месте и могли его видеть. Аналогичные решения также используются МЧС для предупреждения абонентов мобильной связи о чрезвычайных ситуациях», — рассказали «Фонтанке» в компании.
Однако в «Мегафоне» подчеркивают, что механизм реализации конкретного предлагаемого Минкомсвязи проекта пока до конца не понятен. Ведь, если по-хорошему, следить за людьми — это процесс, требующий в некотором роде особых полномочий, которых у операторов — по умолчанию — нет. Тем более сомнительной кажется идея передавать информацию об их состоянии здоровья третьим лицам.
Разумеется, если случай особый, а сегодняшний режим повышенной готовности в связи с пандемией коронавируса вполне может таким считаться, вопросов возникнуть не должно, однако оформить такую медико-детективную деятельность законодательно все же не мешало бы. Механизм, предложенный сегодня правительством, может потребовать изменений в нормативном поле, предупреждает «Мегафон».
Симптоматично, что все три остальных оператора из «большой четверки» предпочли оставить инициативу чиновников без комментариев. Лишь в «Билайне» сообщили, что компания «прорабатывает этот вопрос», однако о деталях говорить не стали. МТС и Tele2 были еще более кратки: «Воздержимся от комментариев» и «Не готовы прокомментировать эту тему».
А проблем, если начать разбираться, более чем хватает. К примеру, отмечает Юрий Брюквин, глава ИАА «Рустелеком», система «Мегафон.поиск» только внешне похожа на ту, о которой говорят сегодня чиновники. Но различий в них куда больше, чем общих черт. К примеру, чтобы получать оповещения о пропавших людях, надо заранее выразить свое согласие на это. Более того, это будет работать только в рамках одной сети. На каком основании можно посылать сообщения «чужим» абонентам, собеседник «Фонтанки» — сотрудник одного из федеральных операторов даже затруднился предположить. Ведь по большому счету доступа к чужим абонентским базам ни у кого не должно быть. Но юридические вопросы — это лишь наименее серьезное препятствие для начала работы системы. Хотя и все же важное.
«Но, предположим, некий государственный орган получит доступ к объединенным базам всех операторов, а даже просто корректно объединить их в одну — это уже само по себе непростая задача. Ведь все данные надо загрузить в некое суперокно, причем защищенное, чтобы они завтра не оказались на рынке», — говорит Юрий Брюквин.
Дальше — проблемы технического и организационного порядка и масса вопросов у экспертов. Худо-бедно отследить по локации конкретный телефон спецслужбы могут уже сейчас. Но при массовом характере такой работы неизбежно возникнет вопрос критериев точности определения «целей».
К примеру, большинство современных смартфонов помимо идентификатора базовой станции могут отдавать координаты GPS. «Видеть» их система сможет достаточно точно — от 15 метров до 150 метров, в зависимости от уровня загруженности спутника и сторонних помех. C важной оговоркой: если эта функция вручную не отключена абонентом. В этом случае их, как и кнопочные телефоны, каковыми в нашем городе все еще пользуется около 20% абонентов (по оценкам ИАА TelecomDaily), придется искать лишь по сигналу базовой станции. То есть точность их определения может измеряться десятками, а то и сотнями метров.
Если подозрительный человек зайдет в торговый комплекс — надо ли будет отправлять на карантин всех, кто был там одновременно с ним? Ведь система геолокации не умеет определять, напрямую ли контактировали люди или были разделены бетонной стеной толщиной в метр. И этаж, на котором находится человек, тоже не может определять. А тех, кто зайдет в этот торговый центр спустя полчаса после ухода зараженного, надо будет изолировать?
А что делать, если человек зайдет в метро? Ведь там система геолокации работает весьма приблизительно, и круг потенциально контактирующих с больным людей может оказаться просто огромным. Таким образом, лишь на пути зараженного из дома до работы и с работы домой через ближайший супермаркет окажутся тысячи людей. Массовая рассылка им предупредительных эсэмэсок сама по себе может вызвать, мягко говоря, тревожные настроения в обществе. А что ситуационный центр будет делать, получив данные обо всех контактировавших? Проводить массовое тестирование на коронавирус? А если они самоизолируются, то всех домочадцев тоже тестировать и изолировать?
Ну и последний вопрос: как быть с теми, кто сообщения получит, но изолироваться не станет? Их тоже придется записывать в потенциально опасные? И изолировать уже их окружение по всему городу? Сразу получится геометрическая прогрессия.
«Без понятных и тщательно продуманных и прописанных алгоритмов, которые еще надо будет долго и серьезно тестировать, проще сразу весь город отправить в изоляцию безо всякой геолокационной системы», — сетует Юрий Брюквин.
«Фонтанка» обратилась в Минкомсвязи с просьбой разъяснить, как именно должна функционировать такая система и насколько сегодняшняя инфраструктура соответствует уровню поставленных правительством задач. Однако к моменту выхода статьи чиновники не ответили.
Денис Лебедев, «Фонтанка.ру»