Функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации
Происшествия Самоугонщики. Как и куда исчезают из Петербурга не украденные машины

Самоугонщики. Как и куда исчезают из Петербурга не украденные машины

65 763

В бизнес автострахования Петербурга пришла беда, которую не ждали, — новая схема воровства, где классические угонщики уже ни при чем.

Несмотря на заявление об угоне 24 марта нового «Хендэ Соляриса», в Адмиралтейском районе не спешат с возбуждением уголовного дела. В перспективе потерпевшая вряд ли получит страховку в «РЕСО».

Для начала владелицу отправили на полиграф. Оттого что обстоятельства идеально укладываются в комбинацию самоугона: до обращения в полицию долгое время хозяйка якобы не контролировала машину, а колеса ее пересекли границу с Казахстаном.

По информации «Фонтанки», Управление уголовного розыска Петербурга видит аномальный всплеск аналогичных эпизодов. По убеждению сотрудников «угонного» отдела, только за 2020 год таких случаев — 47, с убытком страховых компаний в 120 миллионов.

То есть через день в полицию города и Ленобласти поступает заявление владельца машины о краже. В реалиях же этого не было. Журналист проанализировал 12 мгновений этой серии (к остальным автор не смог подобрать всех нужных точностей).

В неуказанных «угонах» в основном присутствовали «Ленд Крузеры» и «Лексусы». Причем в данной индустрии (а, исходя из масштаба, по-другому явление не звучит) профессиональные автоворы к ним как раз не прикладывали свои навыки. За прошлый год таких самоугонных историй — 237. Если перевести их массу в страховой убыток — получается под миллиард. По мнению оперативников, если статистика классических краж автотранспорта снижается, то растет эта напасть.

Выглядит она если не примитивно, то точно незатейливо. В Петербурге появились группы, поставившие на поток алгоритм:

— подыскивается новая машина, лучше от полутора миллионов;

— она берется в кредит на подставное лицо, в задачу которого входит оплата кредита на первоначальном этапе (разумеется, из кармана организатора схемы);

— на период лжеугона номинал уезжает примерно на неделю из города под надуманным предлогом, предварительно отдав сообщнику ключи;

— за время его отсутствия перегонщик уводит машину в Казахстан или Таджикистан, где продает заказчику;

— перегонщик возвращается, отдает ключи номиналу, чтобы тот при заявлении в полицию и страховую продемонстрировал два комплекта;

— следует заявление, возбуждается уголовное дело, выплачивается страховка, плюс приходит доход из ближнего азиатского зарубежья.

В публицистическую клетку схема выглядит ярче. Вот комментарий собеседника в уголовном розыске: «Допустим, получаем заказ из Казахстана на три «крузака» с максимальной комплектацией и объявляем бюджет в 10 миллионов. В Питере берем три «крузака» при взносе в 5 миллионов. Угоняем у себя, перегоняем. «Казах» десять вложил, за 15 отдал. Его пятерка. Сюда же возвращается 10 миллионов, из которых минимум половина — чистая прибыль, и здесь же возврат пятерки от страховой. Вот и вся бухгалтерия. Этот бизнес даже более рентабельный и менее рисковый, чем у профи по угонам».

Заметим, что Казахстан или Таджикистан — страны-транзитеры. Иногда оттуда гонят в Иран, Афганистан. А там, как вы понимаете, на вин-номер внимания не обращают. Из Казахстана же выдачи машин тоже нет. Не думаю, что читателю нужны мелкие подробности, но сегодня именно так устроены международные правила в этом секторе. По своей информационной базе данных, подключенной к таможенным постам, полицейские видят, кто перетащил машину за границу. Их находят, они отвечают однотипно, мол, я оказал услугу, ничего не знаю.

Тем не менее к началу этого года оперативники набили руку (в нужном смысле этого слова). Пошли привлечения по трем статьям УК: 306 — «Заведомо ложный донос», 159.5 — «Мошенничество в сфере страхования», 160 — «Присвоение».

Понятно, что со всеми такой номер пройти не может. Номиналы с крепкой психикой порой честно отвечают сотруднику: «Вы все понимаете, я все понимаю. Доказывайте». Тем не менее, по ощущениям автора, попавшие под обвинение и оставшиеся на свободе (а это все указанные в предыдущей таблице) на словах передали больше информации, чем на протоколы допросов.

«Вряд ли это секрет для организаторов самоугонов. Они понимают, что мы окружаем их. Есть несколько таких групп», — объяснил один из моих собеседников.

Авторы сценария постоянно совершенствуют ремесло. Так, с недавнего времени они, уводя автомашину в Казахстан, ставят такие же номера на зеркальную по марке и цвету, нарушают на ней скоростной режим, тем самым оставляя петербургский след. Чтобы после от оперативников защищаться диссонансом: если машина уехала в Казахстан, то как она могла носиться по ЗСД?

Следующий вариант уже обывательский. Владельцы обыкновенные слышат на рынке звон про самоугоны и действуют в одиночку. Кто-то же лет пять назад купил крутого «немца», а продать его сегодня по выгодной цене — нереально. Здесь дополнительно страхуют транспорт по дорогой резине, перешивке салона, а потом, заявляя о краже, тащат ее на разборку. В таких случаях оперативников чаще настораживают угоны неугоняемых (по статистике они не очень-то нужны ворам): «Фольксваген», «Шкода», «Вольво», «Мерседес», «Ауди». Пару последних можно взять только так называемой «удочкой» — аппаратурой в цену до 50 тысяч евро. А три основных клана, способные угонять технику с охранной системой любой сложности, понесли потери. «Фонтанка» сообщала об арестах Спортсмена, Паламаря, «Василеостровских».

Евгений Вышенков, «Фонтанка.ру»

ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
Комментарии
24
Присоединиться
Самые яркие фото и видео дня — в наших группах в социальных сетях