Внеплановые президентские каникулы не добавили оптимизма петербургским работодателям. Счет тех, кто может лишиться места или потерять доход, идет на сотни тысяч.
После закрытия границ и прекращения авиасообщения в Петербурге начали останавливать работу гостиницы. Не у дел оказались организаторы культурно-массовых мероприятий, выставок и работники фитнес-центров. А запрет кинопроката и фуд-кортов в торговых центрах грозит оставить без дохода сотрудников общепита и непродовольственных сетей. Предложенные президентом меры поддержки в виде налоговых и кредитных каникул помогут бизнесу остаться на плаву, но не позволят платить персоналу так, как раньше. «Фонтанка» спросила у экспертов, как сотрудникам отстоять свой заработок, а работодателю минимизировать расходы и не навлечь на себя штрафы.
Подсчитать, сколько именно человек рискует потерять заработок из-за мер против коронавируса, проблематично. Так, по данным Петростата, в организациях Северной столицы в сфере культуры, спорта и организации досуга и развлечений работает 43,6 тысячи человек, еще примерно 4 тысячи трудятся в режиме совмещенной занятости и по договорам гражданско-правового характера. На малых предприятиях той же сферы — в общей сложности 3,8 тысячи человек.
В отелях и ресторанах официально работает 28,7 тысячи человек, еще чуть больше 1000 — рамках совмещения или договоров ГПХ. На малых предприятиях этого сектора — всего около 16 тысяч. Итого — около 100 тысяч.
Но реальные цифры, вероятно, гораздо выше. Так, в петиции, которую рестораторы Петербурга направили губернатору Александру Беглову, говорится, что только в индустрии общепита трудится 100 тысяч человек. По мнению руководителя отделений по подбору персонала Kelly Services Ольги Копыловой, официальная статистика видит далеко не всех, поскольку, к примеру, не учитывает аутсорсинговый персонал. В этом случае человек работает в ресторане и в отеле, но заключает временный договор не с ним, а со специализированной компанией. На рынках, которые больше всего пострадали от коронавирусных ограничений, доля такого персонала может достигать 20%. Кроме того, рестораторы и отельеры широко используют труд сезонных работников. Летом их доля может достигать 40%, поэтому, если ситуация не выправится, без работы останутся и они.
В Смольном считают, что пока ситуация на рынке труда стабильна. Число предварительных уведомлений о сокращениях выросло за месяц несущественно — на 3 тысячи, сообщил вице-губернатор Владимир Княгинин по итогам встречи с бизнесом. При этом ежегодно в городе меняет работу 600 тысяч человек. Но официальная статистика — это верхушка айсберга, признал он.
Даже если сейчас работодатели декларируют стремление сохранить персонал, потребность в высвобождении неизбежно возникнет в будущем. «Мы понимаем, что дальше такие явления будут происходить», — сказал вице-губернатор Евгений Елин. В этом случае городские власти готовы помогать потерявшим работу искать новые сферы. Например, ретейл уже озвучил потребность в «сотнях тысяч» курьеров.
Впрочем, расстаться с сотрудником даже в условиях коронавирусной пандемии не так просто. Премьер-министр РФ Михаил Мишустин уже предупредил работодателей о том, что увольнение может быть только крайней мерой, а правительство будет следить, чтобы у бизнеса не было такого «соблазна». Такие компании ждет проверка трудовой инспекции и ФНС, сказал Мишустин.
«Фонтанка» составила рекомендации для сотрудников, как отстоять свой заработок, и для работодателей, как минимизировать расходы на персонал и не навлечь на себя штрафы.
Для сотрудников
1) Если вы оформлены официально по бессрочному трудовому договору, то мгновенная потеря работы вам не грозит. Во всяком случае, до тех пор, пока правительство страны или города не объявит ситуацию с коронавирусом форс-мажором. ТК РФ предусматривает возможность прекращения трудового договора в случае наступления чрезвычайных обстоятельств, одним из которых может быть эпидемия.
2) Расстаться с вами без вашей воли работодатель может в случае ликвидации организации и сокращения штата. Но в этом случае он должен уведомить вас за два месяца до увольнения персонально и под роспись. В течение этих двух месяцев вам обязаны выплачивать полную заработную плату.
3) Если вас увольняют по сокращению штата, вам положено выходное пособие в размере среднего месячного заработка. Также за вами сохраняется средний месячный заработок на период трудоустройства, но не больше двух месяцев со дня увольнения (с зачетом выходного пособия).
4) Некоторых сотрудников нельзя уволить даже по сокращению штата. К таким категориям относятся, к примеру, беременные женщины, женщины, имеющие ребенка в возрасте до трех лет, одинокие матери, воспитывающие ребенка-инвалида или ребенка в возрасте до 14 лет, другие лица, воспитывающее указанных выше детей без матери.
5) Принудительно снизить вам зарплату работодатель не может: для этого придется менять условия трудового договора. Но не удастся избежать сокращения премиальной части, если вы не достигли целевых показателей, прописанных в вашем контракте. Если премия платилась «в конверте», то остается только договариваться.
6) Работодатель имеет право платить вам меньше, если он переводит коллектив на режим неполной занятости. Неполный рабочий день или неполная рабочая неделя могут быть введены на срок до шести месяцев. Если сотрудник отказывается от работы в таком режиме, трудовой договор расторгается на тех же условиях, что по сокращению штата.
7) Если вы оформлены как сезонный работник, работодатель должен предупредить вас об увольнении в связи с сокращением численности штата не менее чем за 7 календарных дней.
Если ваш трудовой договор заключен на срок до двух месяцев, срок еще меньше — за три календарных дня. В первом случае сумма пособия равна размеру двухнедельного среднего заработка. Во втором выходное пособие не выплачивается, если это отдельно не прописано в договоре.
Для работодателей
1) Если перед вами возникла необходимость оптимизировать численность штата, то наиболее безболезненно можно расстаться с аутсорсинговым персоналом. По словам Ольги Копыловой, если у заказчика прекращается потребность в труде работника, то он уведомляет агентство занятости, которое официально является его нанимателем. Как правило, такой персонал оформляется по срочному трудовому договору. «Прав на компенсации тут не возникает: сотрудник изначально идет на временный проект, и он это осознает», — говорит эксперт.
2) Если работы не хватает даже для штатных сотрудников, то перед работодателем встает выбор — увольнять по сокращению штата или договариваться об уходе по собственному желанию. Первый способ надежнее, но не позволяет сразу сократить выплаты — сотруднику придется платить еще как минимум четыре месяца, а также делать все необходимые отчисления налогов и страховых взносов. Более оптимальный вариант — договориться с сотрудниками, чтобы они написали заявление «по собственному желанию», предложив им компенсацию.
3) Самый мягкий вариант — предложить избыточному персоналу отгулять отпуска. Их придется оплачивать, но зато в период «высокого сезона» после снятия ограничений ваш работник будет обязан находиться «в строю». Более жесткий — договариваться об уходе в отпуск «за свой счет». Принудительно отправить в него работника нельзя, но многие отельеры и рестораторы говорят, что их кадры соглашаются на такой вариант, чтобы сохранить рабочее место.
4) Сократить траты на персонал легче всего за счет премиальной части. Как правило, конкретные показатели, за которые положены выплаты, прописываются в трудовом договоре. Поскольку у отелей нет клиентов, а у ресторанов посетителей, выполнить план будет проблематично, а значит работодатель вправе ограничиться окладом.
5) Снизить расходы на фонд оплаты труда можно с помощью введения неполной занятости. Такой режим может применяться как для всего коллектива — «в случае риска массового увольнения», так и в отношении отдельных сотрудников — по договоренности с ними.
6) Президентские каникулы рискуют стать дополнительной нагрузкой на работодателя. Указ президента устанавливает «нерабочие дни с сохранением за работниками заработной платы». В ТК РФ такого понятия нет, но говорится, что работа в выходные и праздничные дни оплачивается в двойном размере. Если правительство за оставшиеся два дня успеет принять указ, который приравняет следующую неделю к выходным, то работодатели, которым местные власти не предпишут остановить работу, будут вынуждены платить персоналу в двойном размере — как за работу на майских праздниках или выходных и каникулах, говорит генеральный директор агентства INFOLine Иван Федяков. Те, кто будет отдыхать, получат оплату в обычном размере.
Галина Бояркова,
«Фонтанка.ру»