Функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации
Общество «Преподаватели покупают за свои деньги доступ к системе». Как вузы Петербурга переходят на обучение онлайн

«Преподаватели покупают за свои деньги доступ к системе». Как вузы Петербурга переходят на обучение онлайн

52 017

Внеплановые каникулы, виртуальный турникет и заформалиненный перепел в холодильнике — дистанционное обучение налаживается не без сюрпризов.

С середины марта большинство российских вузов перешли на дистанционное обучение — Министерство науки и образования рекомендовало это, чтобы помешать распространению коронавируса. Из петербургских учебных заведений публично отказался от новой формы только Горный институт, хотя студенческий профсоюз просил ректора о карантине. Остальные согласились перевести обучение в онлайн, но не везде переход прошел гладко. По словам преподавателей и студентов, даже крупные университеты не смогли оперативно обеспечить необходимые условия. Для каких-то вузов объявленные президентом всероссийские каникулы с 30 марта по 5 апреля лишь узаконят образовавшийся перерыв в занятиях и дадут время наладить процесс.

«Для нас дистанционное обучение стало синонимично каникулам, — радуется Наталья, студентка третьего курса филологического факультета СПбГУ. — Сейчас нас просят либо только письменно отправлять задания на почту, либо записывать ответы голосовыми сообщениями в мессенджерах. Все преподаватели говорят, что скоро университет сам организует платформу, на которой можно заниматься, но пока такого нет».

«Никакой технической поддержки университет нам пока не предоставил, — жалуется сотрудник философского факультета СПбГУ. — Некоторые преподаватели покупают за собственные деньги доступ к системе Zoom, чтобы проводить лекции, другие ищут курсы на Coursera или в других открытых ресурсах. Нам только пришло распоряжение — вести переписку со студентами по корпоративной почте. Дальше — голь на выдумки хитра». Администрация СПбГУ пока не комментирует ситуацию (пресс-служба университета на запрос редакции не ответила). Институт «Высшая школа менеджмента» СПбГУ

сообщил, что закупил компьютеры, а также все необходимое для доступа к обучающим платформам и начал удаленные занятия.

Техническим вузам оказалось легче перевести лекции и практикумы в онлайн — многие и раньше их записывали и открывали доступ студентам для самостоятельного изучения. Например, в ИТМО уже давно используется собственная электронная информационно-образовательная среда с учебными материалами и онлайн-курсами, а теперь к ним добавятся лекции по видеосвязи ZOOM или Jitsi.

«Несмотря на то что формат изменился, уже сейчас мы видим, что подавляющее большинство преподавателей сделали выбор в пользу сетевого общения со студентами, а не просто ограничились ссылками на онлайн-курсы», — рассказывает специалист по связям с общественностью института Ксения Ослопова.

Некоторые вузы пользуются сторонними образовательными платформами Sakai и Moodle. Проще оказалось и тем, у кого есть студенты-заочники, как, например, у ЛЭТИ. «На заочном и вечернем отделениях очных лекций в несколько раз меньше, чем у дневных студентов. Для них мы готовим списки литературы, презентации, уроки в видео и текстовых форматах. Эти же ресурсы сейчас мы можем использовать для занятий онлайн», — делится планами преподаватель электротехнического университета Евгений Пустозеров.

Централизованных рекомендаций, как адаптировать занятия к новой форме, в университетах и институтах пока нет. Лекторы сами определяют, как учить и контролировать студентов.

«Я понимаю, что заниматься самостоятельно математикой невозможно. У меня будут электронные лекции и консультации по ним, а примеры, для которых я предварительно распишу решение, будем разбирать онлайн, — нашел выход старший преподаватель кафедры прикладной математики Морского технического университета (Корабелка) Кирилл Сафронов. — Студенты продолжат сдавать контрольные, типовые и расчетные задания, и от экзамена их тоже никто не освободит».

В ИТМО, где онлайн-лекции начались уже с прошлой недели, не видят проблемы с контролем: «Возможности информационных систем позволяют получать информацию о числе подключившихся, времени их вебинарной сессии, а также об уровне прохождения контрольных мероприятий», — рассказывают в пресс-службе. Однако профессор ИТМО Александр Ишевский не рассчитывает на массовое подключение к онлайн-лекциям: «Студенты могут подключаться или не подключаться к трансляции. В последнем случае будут готовиться по печатным материалам».

Студенты-биологи разобрали препараты по домам.

«Дочку перевели на дистанционное. Теперь у нее в холодильнике есть заформалиненный перепел, которого они будут по скайпу завтра вскрывать. А вот как полевая практика будет проходить, никто не знает», — удивляется мама будущего биолога Екатерина.

Какие-то лабораторные работы — например, потенциально разрушительные или требующие специального оборудования — перенести из учебных помещений нельзя. В таком случае студенты продолжают проводить тесты очно. «По некоторым дисциплинам компьютерных симуляторов лабораторий не существует, а те, что есть, зачастую не соответствуют уровню сложности программы. Были предложены варианты поиска альтернативы в онлайне, не исключая, по запросу от студентов, проведение лабораторных работ на базе ИТМО в малых группах», — рассказывает о сложностях онлайн-лабораторий специалист по связям с общественностью вуза Ксения Ослопова.

«Студентов в лаборатории обычно несколько человек, мы расставляем их на безопасном расстоянии друг от друга и контролируем, чтобы они не пожимали рук и не обнимались, — описывает Александр Ишевский. — Если ситуация ухудшится, мы сами проведем опыт и запишем его на видео».

Похожая ситуация в «Корабелке». Из-за большого количества инженерных курсов, которые включают в себя много практики, и ряда дисциплин закрытого типа перейти полностью на удаленный формат невозможно. «В этом случае для студентов, которые не заканчивают обучение в этом году, такие предметы переносятся на следующий учебный год, а для студентов выпускных курсов практика проходит в малых группах в разные смены с соблюдением мер безопасности», — говорит проректор по образовательной деятельности СПбГМТУ Елена Счисляева.

Еще одной проблемой для вузов стала техническая неподготовленность преподавателей. Даже если есть достаточная материально-техническая база для перехода в онлайн, не все лекторы свободно владеют дистанционными технологиями. «Созданы группы методической и технической поддержки, куда входят преподаватели, методисты, сотрудники учебно-методического управления и хорошо подготовленные студенты нашего университета. Члены этих групп помогают всем желающим преподавателям в переводе занятий в дистанционный формат», — описывает решение этой проблемы в «Корабелке» Елена Счисляева.

Иногородние студенты пока остаются в общежитиях. Многие радуются, что теперь не нужно тратить часы на дорогу из пригорода до университета, но дистанционные занятия там проводить сложно: соседи с разных курсов или факультетов могут слушать лекции в наушниках, но не получится одновременно участвовать в семинаре или выступать с докладом. «Недавно у моей соседки была пара по немецкому, и мы столкнулись с такой проблемой: у нас столы расположены друг за другом, то есть меня видно на камере за ее спиной, поэтому мне пришлось всю ее пару сидеть на кровати, а в ванную ходить пригибаясь», — рассказывает студентка СПбГУ Наталья.

Пока студенты и сотрудники вузов спешат перестроиться на новый лад, кто-то уже успел соскучиться по привычным аудиториям и кампусу — студенты ЛЭТИ построили его корпуса и часть Ботанического сада во вселенной Minecraft. Чтобы передать в игре студенческую атмосферу, они воссоздали даже очередь у входного турникета. Вживую наблюдать ее им пока не придется.

Наталия Заголович, Ксения Карпова для «Фонтанки.ру»

ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
Комментарии
13
Присоединиться
Самые яркие фото и видео дня — в наших группах в социальных сетях