Функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации
Бизнес Рестораны спасаются удалёнкой. Как петербургский общепит переживает коронавирусные каникулы (фото)

Рестораны спасаются удалёнкой. Как петербургский общепит переживает коронавирусные каникулы (фото)

46 001
автор фото Михаил Огнев / «Фонтанка.ру»

Вход по условному стуку, торговля навынос, выезд шеф-повара на дом, выпивка онлайн. Петербургские рестораны и кафе ищут способы выжить в условиях локдауна.

Исполняя указ президента о коронавирусных каникулах, Смольный отправил на карантин рестораны, кафе, бары до 5 апреля, сделав исключение лишь для тех, кто имеет сервис доставки, и столовых при предприятиях. Рост числа выявленных заболеваний в Северной столице и ужесточение ограничительных мер заставляют рестораторов опасаться, что карантин затянется. Чтобы выжить, бизнес ищет пути и лазейки, как продолжать работу, пусть и в ограниченном режиме. В конце концов — сидящих по домам людей надо кормить.

Наиболее понятный, но не самый быстрый в условиях ажиотажа способ — наладить доставку своей продукции через специальные сервисы. Здесь в выигрыше оказались те, кто уже был подключен к службам типа «Яндекс. Еда» и Delivery Club. Те, кто с ними не работал, спешно пытаются наладить взаимодействие. К примеру, сеть ресторанов испанской кухни «Барслона» еще в субботу сообщила в своей группе «ВКонтакте», что подписала договоры с доставщиками. В ожидании компания решила доставлять своими силами — в радиусе километра от баров на Конюшенной и Рубинштейна.

По хештегу #любишьзакажи в социальных сетях можно узнать о том, какие еще заведения начали работать в онлайн-формате. Например, кафе «Огурцы» предложило клиентам набор-завтрак и само доставляет заказы на велосипеде в пределах 4 км.

Ресторан турецкой кухни МЯSOET, наоборот, развозит стейки с полудня и до 22:00.

Бары «Цветочки» и «Полторы комнаты», которые начали экспериментировать с доставкой еще на прошлой неделе, также решили работать в формате наборов, чтобы упростить бизнес-процессы. Сейчас для заказа доступны три набора с полноценными блюдами на двоих и два — закуски к вину, коктейлям и крепким напиткам, заказы принимаются с 14:00. «Мы не собираемся конкурировать с профессиональными сервисами доставки, и уж тем более зарабатывать на этом миллионы. Дело тут больше в том, чтобы ни вы, ни мы не скучали и не отчаивались», — сообщают основатели в своем Facebook. К инициативе присоединился бар El Copitas.

Впрочем, первым опытом работы в формате доставки довольны не все. «Мы запустили доставку готовых блюд из ресторана Jager House на Свердловской набережной по сокращенному меню, развозят сотрудники, у которых есть машины. Но это не особо пользуется спросом — за выходные были единицы заказов. Если будет так же, закроем это», — рассказал совладелец Beer Family Project («Карловы пивовары», «Иван да Марья», Kriek и др.) Николай Митчин.

Ресторанная группа Duoband запустила проект Duo at Home. Как сообщает компания в своем аккаунте в Instagram, горожане смогут вызвать поваров Duo, Tartarbar, Duo.Asia и Harvest к себе домой: они приедут и приготовят обед или ужин. «Заказать» можно даже совладельца группы Дмитрия Блинова, но по повышенному тарифу.

Группа SmokeBBQ объявила о запуске онлайн-ресторана, в котором в роли курьеров выступят основатель проекта Алексей Буров, а также ведущие менеджеры и управляющие. За самовывоз предлагается скидка. Кроме этого, можно проконсультироваться с сомелье ресторанов по выбору напитков. Также SmokeBBQ запустила винный, пивной и гастрономический онлайн-лекторий — с прямыми трансляциями и записанными мастер-классами. По словам Алексея Бурова, компании поступает 30–40 заказов в день, но это приносит 5–10% прежней дневной выручки. «Это копейки, и мы генерируем убыток», — говорит он. По мнению Бурова, коронавирусные каникулы для общепита, скорее всего, затянутся: косвенное подтверждение — перенос времени запуска летних кафе в Москве. «Мы сейчас не останавливаем деятельность, чтобы дать возможность людям работать. Не все живут в больших просторных квартирах и психологически [сидеть дома] может быть сложно. От психозов, неврозов гораздо больше пострадает, чем от эпидемии», — говорит предприниматель.

Некоторые кафе решили на время карантина переквалифицироваться в магазины. К примеру, сеть «Буше» на своей странице опубликовала открытое письмо Смольному, в котором предупредила, что будет работать в формате булочной. «Мы обладаем всеми необходимыми знаниями и инфраструктурой для реализации переформатирования. На протяжении всего нашего существования около 50% нашего объема приходилось на продукцию с собой», — говорится в письме. В пекарнях компания опечатала залы и запускает не более трех человек за раз. При этом на пол нанесена разметка, чтобы клиенты соблюдали дистанцию.

Примеру последовали и другие сетевые пекарни, например, «Люди Любят» объявила, что будет работать как булочная, «Цех 85» — разрешает оформить заказ через приложение и забрать самостоятельно через 20 минут. Некоторые кафе, на всякий случай, перегородили вход столом и стали выдавать продукты через дверь, как через окно выдачи.

Крупные сети вроде KFC, Burger King и «Макдоналдс» попытались получить разрешение официально, тем более что в распоряжении правительства РФ о товарах первой необходимости указывается, что общепит может работать не только как доставка, но и на вынос. Такое послабление дали рестораторам, в частности власти Москвы и Московской области. Рестораторы обратились с петицией к петербургским властям в конце прошлой недели, но разъяснений так и не дождались. Во вторник курирующий экономику вице-губернатор Евгений Елин сообщил «Фонтанке», что специально переписывать городское постановление чиновники не будут.

«Доставка — это перемещение за периметр здания. Если либо сотрудник организации, либо служба доставки переносит за периметр здания, доставка осуществлена. Дальше — на 2 метра, на 5, мы не будем устанавливать норматив», — сказал он. Те заведения, которые пускают по одному и продают булочку или кофе, действуют незаконно, заключил он.

По словам читателей «Фонтанки», некоторые сети нашли способ соблюсти петербургский закон. Например, точки «МакАвто» принимают заказ и деньги в обычном окне, а заказ выносят на столик в метре от входа.

Отдельные питейные заведения решили продолжить работу — но в закрытом режиме. Читатели «Фонтанки», посетившие прощальные вечеринки в ночь с пятницы на субботу, получили приглашения присоединиться к телеграм-каналам и закрытым группам в соцстетях, где бары информируют клиентов о режиме работы и условных сигналах, по которым можно войти. Уточняется, что оплата принимается только наличными и переводом на телефон.

Особо смелые продолжают работать в открытую. «Любимый бар хлопнул перед тобой дверью? Не любимый и был. Все «Угрюмочные» приведены в режим полной дебош-готовности», — сообщает сеть баров на своей странице «ВКонтакте», уточняя, что закрываться не собирается. О новых форматах — навынос и доставке — «Угрюмочная» тоже не забывает. Причем во втором случае компания снова выходит за грань допустимого: дистанционная продажа алкоголя в России запрещена. «Город засыпает — просыпаются бутлегеры», — рекламирует она свои услуги. Впрочем, «Угрюмочная» и раньше работала, невзирая на запреты: деятельность бара на улице Рубинштейна несколько раз останавливал Роспотребнадзор за нарушение санитарных норм, но смена юрлиц позволила заведению обойти судебные решения о закрытии.

Тем временем власти ужесточают контроль за соблюдением запретов. В выходные правоохранительные органы и чиновники нашли 111 предприятий, которые не закрылись, среди них были и заведения общественного питания. В отношении тех, кто не понимает первого предупреждения, возбуждается уголовное преследование.

Галина Бояркова,
«Фонтанка.ру»

ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
Комментарии
12
Присоединиться
Самые яркие фото и видео дня — в наших группах в социальных сетях