Крупнейшие банки страны с начала недели принимают заявки на кредитные каникулы из-за коронавируса — счет таких криков о помощи идет на тысячи. Помощь получают не все и не совсем так, как они ждали.
Как платить кредиты тем, кто оказался на карантине или лишился работы из-за кризиса, президент Владимир Путин в своем обращении 25 марта выразился довольно четко: «Понятно, что при резком сокращении доходов выплачивать долг в прежнем режиме трудно или просто невозможно. Предлагаю предусмотреть каникулы как по потребительским, так и по ипотечным кредитам».
Далее он уточнил критерии: право на каникулы должны получить те, у кого месячный доход резко сократился, более чем на 30 процентов. «У него должно быть право временно приостановить обслуживание своего долга и пролонгировать его. Разумеется, без всяких штрафных санкций», — подчеркнул Путин.
Первым банком, кто начал принимать обращения от клиентов, попавших в трудную ситуацию, стал «Абсолют банк». Еще до выступления Путина он отчитался о предоставлении первым 44 обратившимся кредитных каникул. Отсрочки им даются без начисления процентов и штрафов на три месяца. Список документов, которые надо предоставить, предельно прост: больничный, приказ о переводе в неоплачиваемый отпуск либо другие документы, подтверждающие временную потерю доходов.
Крупнейшие банки страны раскачивались чуть дольше. Изначально речь шла лишь о призывах сообщать о своих трудных ситуациях. В любом банке и без Путина существуют программы рефинансирования кредитов и тех же кредитных каникул в исключительных случаях. Правда, никогда раньше просьбы о такой поддержке не были столь массовыми.
Уже на этой неделе банк ВТБ отчитался о получении 13 тысяч подобных заявок. «Программы реструктуризации кредитов включают в себя отсрочку платежа, изменение срока кредита и ставки», — говорится в сообщении банка. «Отсрочка платежей будет подключена автоматически по факту предоставления больничного листа», — говорят в ВТБ.
Сколько людей обратилось за помощью в крупнейший банк страны, Сбербанк, пока не сообщается. Однако по тому, как он подготовился к приему заявок, понятно, что призыв президента там восприняли всерьез.
«В настоящий момент мы видим увеличение роста заявлений на реструктуризацию задолженности от наших заемщиков, что вполне ожидаемо в текущих условиях. При этом подтверждающие документы содержатся не более чем в 15% из них», — подчеркнули в Сбербанке в ответ на вопрос «Фонтанки».
На сайте банка в специальном разделе по реструктуризации кредитов подробно расписано, что нужно, чтобы получить кредитные каникулы: «Для клиентов, пострадавших от коронавируса: заболевших, находящихся на вынужденном карантине, частично потерявших доход, а также испытывающих временные трудности с погашением регулярных платежей по кредитам из-за ситуации, вызванной распространением коронавируса, банк готов в индивидуальном порядке предоставить кредитные каникулы до 6 месяцев без начисления штрафов и неустоек».
В Сбербанке четко разделяют причины, по которым людям требуется отсрочка. Например, тем, у кого коронавирусный диагноз подтвердился, достаточно больничного или справки из больницы с указанием на это заболевание. Тем, кого отправили на карантин, больничный нужен с кодом «03 — карантин». Если кого-то из-за подозрений на болезнь отправили в отпуск без сохранения зарплаты, нужны документы от работодателя об этом. Сокращенным и уволенным из-за распространения коронавируса нужно показывать трудовую книжку, уведомления о предстоящем сокращении или подтвержденную информацию от работодателя о снижении дохода.
В менее «народных» банках масштаб проблемы не так велик, но там тоже уже сотни заявлений с просьбой о кредитных каникулах.
Например, Газпромбанк уже принял более 400 заявлений. «Банком предоставляется отсрочка платежа при документальном подтверждении снижения дохода более чем на 30%», — говорят в финучреждении, подчеркивая, что более половины уже полученных заявок соответствуют требованиям.
Банк «Открытие» только в Петербурге за два дня работы программы получил больше 50 просьб отсрочить выплаты. «Первые положительные решения по заявлениям жителей Петербурга на предоставление кредитных каникул мы ожидаем уже на этой неделе», — говорит пресс-секретарь банка по СЗФО Иван Макаров.
«Мы наблюдаем более чем десятикратное увеличение числа обращений розничных клиентов в колл-центр банка по вопросам отсрочки платежей. Если в феврале было 25–30 звонков в день, то в последние две недели мы получаем до 320–350 обращений. В основном интересуются особенностями программ, задают уточняющие вопросы. Несмотря на возросшее количество обращений в колл-центр, в банк поступают единичные заявки на реструктуризацию, — рассказали «Фонтанке» в Промсвязьбанке. — Наша программа поддержки клиентов, пострадавших от распространения коронавируса, подразумевает отсрочку платежей на срок до 3 месяцев. Для клиентов, у которых значимо снизился или вовсе потерян доход, предусмотрена отсрочка платежей на срок до 6 месяцев. Все заявки рассматриваются индивидуально. В основном за отсрочкой платежа обращаются ипотечные заемщики, у которых сильно изменилось финансовое положение, заболевших среди них нет. За последнюю неделю в банк от них поступило 30 заявлений, половина из них — за последние сутки. Часть кредитов уже реструктурирована, остальные находятся на рассмотрении».
Менее конкретно высказываются в «ипотечном» госбанке «Дом.РФ». «Мы отмечаем некоторый рост количества заявлений на реструктуризацию кредитов и получение ипотечных каникул. Внимательно следим за ситуацией и используем все инструменты поддержки клиентов», — сообщили «Фонтанке» в банке. При этом, судя по ответу, каких-то конкретных мер поддержки именно тех, кто пострадал от коронавирусного кризиса, у него пока нет, речь идет ли о расширении обычных мер реагирования на заявления заемщиков о невозможности платить по кредиту.
«В банке действует собственная программа реструктуризации кредитов для заемщиков, оказавшихся в трудной жизненной ситуации. Она предусматривает возможность снижения ежемесячного платежа на срок до 12 месяцев или увеличения срока кредита не более чем на 6 месяцев. Мы сейчас ее расширяем, распространяя меры поддержки на клиентов, чье финансовое состояние ухудшилось из-за распространения коронавируса», — говорят в «Дом.РФ».
Вместе с тем перечисленные выше банки — это все, кто ответил «Фонтанке» на вопросы о кредитных каникулах. А запросы рассылались в 12 крупнейших банков страны. К примеру, «Райффайзенбанк» сообщил, что не будет комментировать этот вопрос. А кто-то просто проигнорировал письмо.
Это неспроста. В интернете уже полно рассказов заемщиков о том, как они столкнулись с не самым душевным приемом в банках.
Актер петербургского театра «Приют комедианта» Женя Анисимов рассказал «Фонтанке», что подал в свой банк заявку на кредитные каникулы, приложив все требуемые им документы, включая справку из театра о том, что он до конца апреля не будет получать никаких денег. Однако решение было отрицательным: «К сожалению, на данный момент банк не располагает возможностью изменить условия погашения задолженности. Внесение платежа в *** рублей до 08.04 позволит вам избежать дальнейшей переплаты», — говорится в официальном ответе актеру.
Есть случаи, когда банки соглашаются дать каникулы, но внезапно для заемщиков оказывается, что это обойдется им недешево. И речь идет не только о «перегибах на местах». В ряде случаев официальные представители банков комментируют эти жалобы и подтверждают: да, все так и должно быть — слова президента «без всяких штрафных санкций» не стоит трактовать слишком вольно и кое-что заплатить все же придется.
«Получила СМС с предложением воспользоваться услугой «кредитные каникулы». В связи с ситуацией по поводу коронавируса, решила воспользоваться услугой, позвонила в банк и получила интересную информацию. Банк *** берёт 7000 руб. за (якобы бесплатную) услугу "кредитные каникулы"», — сообщает посетитель портала Banki.ru.
«Мы прослушали звонок. Оператор предоставил информацию корректно. В ходе звонка не сообщалось о том, что услуга платная, — возражает ей представитель банка. — Поясним, что кредитные каникулы подключается бесплатно, комиссия банком не взимается. Предоставляется отсрочка по оплате ежемесячных платежей. По факту окончания услуги ежемесячный платеж не изменится, при этом увеличится срок кредитования из-за пропуска платежей, а следовательно — и сумма процентов к выплате (так как количество дней, в течение которых Вы используете кредитные средства, увеличится)».
«Они пишут на сайте, что они такие молодцы и предлагают «кредитные каникулы» на 2 месяца из-за COVID-19, без каких-либо документов. Просто приди и напиши заявление. У меня действительно сложилась крайне сложная ситуация. Бизнес встал, выручка ноль, — рассказывает другой пользователь banki.ru serj_lavina. — Мне предлагают график платежей, где я каждый месяц плачу больше сумму %, чем в предыдущем графике. Они просто каждый месяц немного уменьшили погашение основного долга, что в итоге выливается в лишних 40 000 р. Мало того, что я заплачу за два месяца пользования деньгами. Понятно, что мне эти % не спишут. Но это не самое интересное. Самое интересное, что в последний платеж добавлено погашение основного долга за два пропущенных месяца, но кривовато. Вместо 30 000 р. почему-то примерно 50 000 р. Вот эта разница в 20 000 и размазана по 100–200–300 р. на все месяцы, из-за чего я переплачиваю приличную сумму дополнительных % за весь срок кредита!»
Официальный представитель банка в ответ на эту жалобу попросил прислать дополнительные данные для уточнения вопроса.
«В этот кризис, связанный с пандемией и экономической ситуацией, не то что никаких кредитных каникул, а еще и штрафы в полный рост за просрочку. Им на все и всех наплевать!» — жалуется на свой банк пользователь Panamana. На это высказывание представители банка никак не отреагировали.
Пока писался этот текст, Госдума приняла закон, регламентирующий порядок предоставления кредитных каникул fontanka.ru/2020/04/01/69064603/. По нему физлица и ИП, получившие кредит — неважно потребительский или ипотеку — до 1 апреля, имеют право вплоть до 30 сентября подать заявку на получение отсрочки выплат сроком до полугода. Условие только одно — надо доказать, что доходы упали на 30 процентов и больше. Срок рассмотрения такого обращения — не больше пяти дней, подавать его можно по телефону, а на то, чтобы донести документы, отводится 90 дней.
Возможно, такое прояснение правовой стороны вопроса теперь позволит банкам более решительно идти навстречу попавшим в беду из-за коронавируса заемщикам. Но очевидно, что не сразу.
«Обратился в чат банка с просьбой разъяснить, как я могу получить кредитные каникулы в связи с тем, что у меня произошло снижение доходов на 30%. Ответили: никак. Эта услуга в ***банке предоставляется только тем, кто может предоставить справку о том, что коронавирусом болен, — недоумевает пользователь AndreiKo81. — Я говорю: «Но вот сегодня же Путин закон подписал о том, что и по снижению доходов отсрочка положена». — «Ну не знаю, — говорит оператор. — Пишите в чат, прилагайте фото справки 2-НДФЛ, и за 10 дней рассмотрим заявление». Я говорю: «Но ведь в законе сказано, что можно заявление по телефону подать (у нас в фирме бухгалтерия на каникулах), а потом справку в течение 90 дней предоставить, да и рассматривать вы должны 5 дней, а не 10». — «Не-а, — говорит оператор. — У нас в ***банке только такой регламент».
Этот месседж также пока остался без ответа официальных представителей банка.
Денис Лебедев, «Фонтанка.ру»