Первые поставки в школы сухпайков для изолированных от коронавируса детей Петербурга начнутся со 2 апреля. Выдача назначена на 6-е число. Бизнес пытается успеть в условиях нехватки фасованных продуктов и дешевой гречки.
Участникам городского рынка школьного питания представилась возможность сократить убытки, которые они несут в связи с переходом на дистанционное обучение. Власти Петербурга заявили, что с 6 апреля школьников из семей льготных категорий должны обеспечивать сухпайком. Это стало для бизнеса сюрпризом, приходится полностью менять модель работы.
Одни предприниматели говорят, что гречка подорожала и ее приходится разбавлять пшеничной крупой и рисом. Другие не успевают собирать продуктовые наборы в коробки и зовут обратно своих оставшихся было не у дел буфетчиц. Третьи из-за нехватки килограммовых упаковок сахара фасуют его из мешков по пакетам прямо на складе.
Если раньше поставщики социального питания руководствовались ассортиментом продуктов, в которые входило около ста позиций, то теперь разгуляться им негде. Из всего, что еще можно доставить в школы, осталось лишь 11 видов продуктов: крупы, рыбные консервы, макароны, подсолнечное масло, сгущенка, сахар, шоколад, кондитерские изделия, соки, чай, молоко. В зависимости от размера получаемых льгот школьникам положены три вида продуктовых наборов стоимостью от 426 до 1616 рублей.
Список продуктов, которые войдут в наборы, смотрите в конце материала.
Нельзя сказать, что сухпайки стали для поставщиков чем-то совершенно новым. Раньше такие давали школьникам, если они не успевали поесть в столовой - к примеру, отправились всем классом в музей. Состав набора походил на легкий перекус. Кардинально новым стало только то, что помимо продуктов поставщики должны позаботиться и об упаковке. Ну и масштаб этих поставок теперь совсем другой.
Продукты для пайков пришлось в срочном порядке покупать на прошлой неделе даже тем, кто заранее забил склады. В одной из компаний, которая поставляет питание в несколько десятков учебных заведений, «Фонтанке» рассказали, что закупали еду с запасом еще 3 месяца назад. Однако и они не могли предусмотреть всего того, что решат включить в наборы. «Не знали, какими будут консервы: рыбными или мясными. Подсолнечное масло: на 10 дней две бутылки. Это вызывает вопросы», - перечисляет директор компании.
В нормальной ситуации ты привозишь в школу 50 кг картошки и знаешь, что ее должно хватить до среды. Если не хватает, ты всегда можешь подвезти еще. Но в данном случае управление социального питания определило четкий объем каждого продукта, рассказывают в компании. Еще одна неожиданность - это объемы. Иногда они не соответствуют тем, что предлагает производитель, фасуя на фабриках продукты. Остается два варианта: если продукт скоро испортится, везти на 200 граммов больше, чем нужно, если нет - делать дозаказы.
В петербургском комитете по образованию говорят: вопрос о том, что делать с невостребованными продуктами, пока не рассматривался. «Маловероятно, что их будет много. Даже если семья, например, не сможет получить свой набор на следующей неделе, это не страшно, так как закупаться будут продукты с длительным сроком хранения», - сообщили в комитете.
Поставщики жалуются, что на рынке сейчас сложнее всего с крупами. Кто-то считает ажиотаж вокруг гречки оправданным: в прошлом году ее урожай действительно был небольшими. А вот искусственный спрос на рис поставщики, скорее всего, провоцируют сами. Некоторые борются с проблемой так: разбавляют гречку в продуктовом наборе №1, в который входят три пакета крупы, с рисом и пшеничной.
В ООО «Альфа-Провиант» рассказывают, что еще в феврале покупали пшеничную крупу по 26 рублей за пачку, а сейчас тот же поставщик просит за нее 53 рубля. Сложности возникли и с рыбными консервами - далеко не у всех они были в нужных объемах. «Безусловно, наши партнеры не были подготовлены к тому, что такое будет», - рассказывает гендиректор компании Светлана Ланенкова.
По ее словам, многих продуктов не хватает в фасованном виде: достать мешок сахара по 50 кг можно, а в том виде, который требуется выдать родителям школьников, довольно проблематично. Пришлось фасовать собственными силами на складе. Всю продукцию для наборов им пришлось собирать всего за 4 дня. Отправлять наборы в школы начнут, по словам Ланенковой, 2 апреля.
«Как такового дефицита нет. Но фасовщики сейчас работают в режиме аврала. На школы около 230 тысяч наборов, в самый маленький набор входит килограмм крупы, во второй - два, в третий - три», - прикидывает гендиректор ООО «Торговый дом А. П. Иванов» Юрий Иванов. Выходит, что разом расфасовать надо примерно 400 тонн. Если раньше можно было заказать продукты сегодня и получить их уже завтра, то теперь срок растянулся примерно на три дня. Причем заказчик - государство - хочет, чтобы вся выдача продуктов началась единовременно, 6 апреля.
Чтобы доставить 20 тысяч своих наборов весом 60 тонн по школам Фрунзенского района, Иванову пришлось вызвать на склад тех, кто раньше работал в школьных буфетах. Они будут помогать комплектовщикам, кладовщикам и грузчикам складывать сухпаек в коробки.
А в ООО «База “Мария”» только начинают закупать продукты. Но пока они работают только с одной школой, сами, по большей части, ориентированы на детские сады. Однако подготовиться к валу работы с ними заранее не получается - если для школ правительство уже издало четкий перечень продуктов 27 марта, то до детских садов дело дошло 1 апреля.
По словам директора компании Евгения Россошанского, на рынке уже есть проблема с коробками, за которые теперь тоже отвечают предприятия соцпитания. Но это можно решить - их на конвейер массово поставят петербургские фабрики гофрокартона. А вот на гречку и подсолнечное масло цена растет - Россошанский не отрицает вероятность того, что за продуктами придется идти в регионы. Некоторые игроки рынка рассказывают, что пытались организовать поставки из южных краев, но им вывоз продуктов оттуда не разрешили.
Большинство поставщиков готовятся к тому, что каникулы продлят еще на несколько дней, а то и недель. В одной из крупных компаний, поставляющих детское питание, «Фонтанке» рассказали, что их склады забиты продуктами до сентября. В «Альфа-Провиант» готовят 18 тысяч наборов для 54 школ. Склад компании площадью 1,5 тыс. кв. метров с потолками высотой около 15 метров сейчас заполнен сверху донизу.
В ООО «База “Мария”» уверены, что организация выдачи сухпайков вряд ли поможет поставщикам социального питания спасти свой бизнес. По словам Евгения Россошанского, его компания кормила десятки детских садов, но из-за нерабочей недели оборот фирмы упал на 95%. Закупать продукты для сухпайков, может быть, придется в кредит. «С учетом штата, если не проводить никаких сокращений, скорее всего, это будет убыток, - уверен Россошанский. - На складах в холодильниках остается рыбная и мясная продукция, для нас это будут большие издержки».
То же самое говорят и в ООО «Торговый дом А. П. Иванов». Ежегодно апрель был самым хлебным, а теперь как минимум его половина выпадает. «Мы увидели лавинообразное падение спроса на последней неделе марта перед каникулами. Средняя заявка по льготному питанию была на 100 порций, а на конец месяца максимальная заявка сократилась до 25 порций, - вздыхает Иванов. - Сухой паек за нас уже посчитали, цены соответствуют рыночным. Наша наценка значительно ниже чем то, что нам разрешает сделать правительство при организации питания».
Елизавета Ивантей, «Фонтанки.ру»
Какие именно продукты войдут в набор, зависит от льготной категории. «Фонтанка» приводит список всех трех вариантов.
Продуктовый набор №1:
Крупа в ассортименте (гречневая, первый сорт или рис шлифованный, первый сорт) 2700 г,
Консервы рыбные в собственном соку в ассортименте 490 г,
Чай разовый байховый 25 шт 2 упаковки,
Соки фруктовые восстановленные в ассортименте 2000 мл,
Кондитерские изделия в ассортименте (печенье сахарное, вафли, пряники) в промышленной упаковке 300 г,
Шоколад молочный (не менее 25 % общего сухого остатка какао-продуктов) в упаковке 255 г,
Макароны в ассортименте 900 г,
Молоко питьевое жирностью 2,5% 2000 мл,
Молоко сгущенное с сахаром, жирностью 8,5 % жирности или джем стерилизованный в ассортименте или варенье стерилизованное в ассортименте 600 г,
Масло подсолнечное рафинированное дезодорированное, высший сорт 1800 г,
Сахар белый кристаллический 1000 г,
Коробка 1 штука,
Пакет 3 штуки.
Продуктовый набор №2:
Крупа в ассортименте (гречневая, первый сорт или рис шлифованный, первый сорт) 900 г,
Молоко сгущенное с сахаром, жирностью 8,5 % жирности или джем стерилизованный в ассортименте или варенье стерилизованное в ассортименте 300 г,
Макароны в ассортименте 450 г,
Чай разовый байховый 25 шт 1 упаковка,
Шоколад молочный (не менее 25 % общего сухого остатка какао-продуктов) в упаковке 85 г,
Сахар белый кристаллический 1000 г,
Кондитерские изделия в ассортименте (печенье сахарное, вафли, пряники) в промышленной упаковке 200 г,
Коробка 1 штука,
Пакет 2 штуки.
Продуктовый набор №3:
Крупа в ассортименте (гречневая, первый сорт или рис шлифованный, первый сорт) 1800 г,
Консервы рыбные в собственном соку в ассортименте 245 г,
Чай разовый байховый 25 шт 2 упаковки,
Соки фруктовые восстановленные в ассортименте 1000 мл,
Кондитерские изделия в ассортименте (печенье сахарное, вафли, пряники) в промышленной упаковке 300 г,
Шоколад молочный (не менее 25 % общего сухого остатка какао-продуктов) в упаковке 170 г,
Макароны в ассортименте 900 г,
Молоко питьевое жирностью 2,5% 1000 мл,
Молоко сгущенное с сахаром, жирностью 8,5 % жирности или джем стерилизованный в ассортименте или варенье стерилизованное в ассортименте 600 г,
Масло подсолнечное рафинированное дезодорированное, высший сорт 900 г,
Сахар белый кристаллический 1000 г,
Коробка 1 штука,
Пакет 2 штуки.