Функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации
Бизнес «Это будет другой мир». Как бизнес Петербурга будет выживать в месяц коронавирусных каникул

«Это будет другой мир». Как бизнес Петербурга будет выживать в месяц коронавирусных каникул

64 660
автор фото Михаил Огнев / «Фонтанка.ру»

Лекарство становится хуже болезни, говорят предприниматели, которым придется на месяц с лишним свернуть бизнес для борьбы с коронавирусом. Надежда — на собственные резервы и смекалку. От государства ждут освобождения от налогов за счет кубышки ФНБ, легализации интернет-продаж алкоголя и просто «взвешенных решений».

Президент РФ Владимир Путин до 30 апреля продлил «нерабочие дни», призванные сдержать распространение коронавирусной инфекции. «Угроза сохраняется, пик эпидемии не пройден», — заявил он, предоставив властям регионов самостоятельно определять набор мер «для безопасности людей и сохранения инфраструктуры». Смольный пока взял паузу и не стал с ходу ни смягчать, ни ужесточать принятые ранее ограничения.

Алкомаркеты и табачные лавки продолжат работу в прежнем режиме, пообещал губернатор Александр Беглов. А вот деятельность большинства магазинов непродовольственных товаров, ресторанов, фитнес-центров, кинотеатров и предприятий сферы услуг по-прежнему под запретом. «Фонтанка» спросила владельцев бизнеса, как они намерены выживать в условиях изоляции и каких действий ждут от петербургских и федеральных властей.

Николай Белоусов, cовладелец ирландских пабов «Финнеганс» и вьетнамских кафе Joly Woo:


«Ситуация крайне печальная и очень тяжелая. Бизнес остался без товарооборота, и непонятно, как платить поставщикам, зарплату, коммуналку и тем более аренду. Большинство собственников пошло навстречу, снизив ставку на 30, 50, 70%, но никто не отменил её полностью. Их тоже можно понять, у многих кредиты. Но предприятия общепита не имеют подушки безопасности, чтобы переждать, пересидеть, законсервироваться. Деньги закончатся к середине — концу апреля, что делать дальше — большой вопрос.

Большинство рестораторов ринулись в доставку, но глубоко убежден, что это полумера. Мы тоже подключились к агрегаторам, но они забирают львиную долю [выручки]. Поэтому мы организуем внутреннюю службу, уже переработали сайт, приложение, подключили оплату. Бума не будет, но сможем немного увеличить маржинальность.

Многие [участники рынка] уже начали отказываться от доставки: затраты на поддержание большие, а профита нет. Пока спрос есть, но у людей к 15–20 апреля совсем кончатся деньги: у 80% населения нет запасов. Мы смотрим на все максимально позитивно. Если ты будешь вспоминать, как было, и смотреть в прошлое, настоящее придет к тебе неожиданно. То, что будет в мае, июне и июле, — это будет другой мир, другие рестораны, другие люди и другие заработки.

На мой взгляд, власти должны ввести форс-мажор, ЧС и вообще какой-нибудь карантин, чтобы это было на государственном уровне, а не полумерами. Не думаю, что наши власти будут смягчать [ограничения], пока Москва не кивнет головой. Все-таки 20 лет всех дрессировали, муштровали, а теперь вдруг сказали: «Давайте, ребята, дадим вам полномочия». Работать, несмотря на запреты, как сделали некоторые заведения, тоже не наш вариант. Мы должны придерживаться общероссийских постановлений и законов. Если есть опасность, необходимо всем уйти на каникулы, чтобы не подвергать риску людей».

Михаил Уржумцев, президент Melon Fashion Group (магазины Love Republic, Sela, be free, Zarina):


«Я не питаю иллюзий. Мы готовимся к полному параличу. Все понимают, что бизнес схлопнулся: магазины закрыты, онлайн-бизнес наполовину уменьшился. Это связано с административными ограничениям и желанием интернет-продавцов вводить бесконтактные покупки без примерок, а в fashion-бизнесе это ключевой момент. Очень мало людей покупают без примерки и вносят предоплату. Наладить собственную доставку быстро не получится.

Думаю, что это будет до лета, в лучшем случае. Все меры поддержки, которые бизнес хотел был видеть, перечислены в письме министру промышленности и торговли Мантурову и премьер-министру Мишустину. Это было логичное комплексное письмо, на которое никто не ответил, и, думаю, что не ответит.

Но, возможно, сдерживание распространения эпидемии — это более важно, чем жизнь или не жизнь многих бизнесов в стране. Надеюсь, что власть, которая имеет больше информации, примет нужные решения».

Игорь Водопьянов управляющий партнер УК «Теорема»:


«Нам предстоит месяц странного статуса, каких-то выходных. Но мне гораздо больше понравилось, что сегодня [премьер-министр] Мишустин сказал: что власти позаботятся о малом и среднем бизнесе и освободят от арендных платежей не только государственное имущество, но и коммерческое. Это сильный ход. Если премьер страны говорит: «Вы можете не платить аренду за коммерческие объекты», то это туши свет, вызывай санитаров. А за электричество надо платить? А люди бесплатно будут работать? Воспользовавшись этим, те конторы, которые могли бы заплатить за аренду, конечно, не заплатят. Если нужны деньги, звони Мишустину, он за нас заплатит.

Строительство бизнес-центра мы остановили. Не ясно, зачем строить коммерческую недвижимость, если, по постановлению правительства, за нее можно не платить. У меня сейчас остались работать люди, которые отвечают за жизнедеятельность объектов, можно бросить их тоже, только мародерства начнутся.

Советовать [властям] я не могу, они многие годы доказывают свой профессионализм, надеюсь, и в этой ситуации поведут себя наилучшим образом. По большому счету, лекарство стало хуже болезни. Я не эпидемиолог и не понимаю, куда все развивается. Каждая смерть человека — это большое горе. Но количество смертей, которые произошли в России на данный момент, с тем ущербом экономике, который наносят действия власти, это в голове не стыкуется.

Что могут петербургские власти? Им сказали из Москвы, что все отдыхают, значит, все отдыхают. Единственное, что они могут, это заставить милиционеров действовать более жестко, делать невозможным передвижение по городу. Кому-то чем-то помочь точно не могут. Не потому, что они глупые, а потому что нет денег».

Антон Рейнбах, исполнительный директор группы компании «Токио-Сити»:


«Относимся [к продлению каникул] как все: президент сказал — значит, надо выполнять. В государстве живем, а не в космосе каком-то. Я здесь могу как обыватель порассуждать, что раз такие решения принимаются, если страну отправляют на месяц на каникулы, видимо, все действительно серьезно.

Все рестораны «Токио-Сити» закрыты. Доставка, будем честны, не даст тех оборотов которые были. Это возможность работать, чтобы сохранить коллектив, выплачивать заработные платы. На месяц запаса прочности хватит, что будет потом, сложно прогнозировать. Могу только надеяться, что те меры, которые будут приниматься [региональными и федеральными властями], будут соразмерны той ситуации, в которой мы находимся. Например, торговля навынос была бы плюсом для бизнеса, но тогда какое-то количество людей будет выезжать за продукцией, а это противоречит рекомендации оставаться дома.

Разрешение дистанционной продажи алкоголя помогло бы увеличить оборот общепита. Кто-то может сказать, что люди пить больше начнут. Но кто употребляет, тот в магазине купит. А так мы лишние походы в магазины убираем и помогаем ресторанам получить дополнительную выручку.

Хочется, чтобы налоги отменили, а не снизили или дали отсрочку, как сейчас. У государства есть кубышка в виде Фонда национального благосостояния, пришло время её вскрыть.

Иначе за счет чего бизнес будет зарплаты платить людям? Не погибнем сейчас от долговой нагрузки, погибнем через три месяца, разница не очень большая».

Сергей Бульзов, директор бутик-отеля Rossi Hotel&Spa:


«Сценарий работы с максимальным сокращением издержек мы утвердили еще в конце марта. То, что апреля не будет, все понимали. Ведь другие страны тоже продлили ограничения, поэтому было очевидно, что туристов не будет. Правда, судя по всему, мая тоже не будет.

Пока запрет принимать бронирования коснулся гостиниц в курортной зоне, городские отели продолжают работать. В них живут иностранные туристы: консульства решают вопрос, как им уехать, но медленно. У нас вчера последние туристы из Бельгии уехали через Хельсинки. Российских туристов нет, но, поскольку бизнес не остановился окончательно, люди совершают деловые поездки.

Наши пожелания руководству страны и города написаны, ничего не поменялось. Дай бог, чтобы хотя бы 50% этих требований удовлетворили».

Алексей Фурсов, совладелец сети фитнес-центров «Фитнес хаус» и президент холдинга «Евразия»:


«Скорее всего, это продлится не до 1 мая, а до середины мая или до начала июня. Эпидемия как таковая даже не началась. Но за счет того, что мы раньше вошли в карантин, удар будет помягче. Так что каникулы — это вынужденная мера, мы с ней вынуждены смириться.

Фитнес-центры закрыты полностью, рестораны, по сути, тоже. Доставка — это иллюзия. Из 100 ресторанов работают 10, остальные полностью закрыты. Тех денег, что приносит доставка, с трудом хватает, чтобы платить зарплаты доставщикам и поварам, бизнесом это сложно назвать. Но сотрудников не сокращаем, надеемся справиться с ситуацией, запас прочности на этот период есть.

Власти Петербурга не могут сделать больше, чем они могут. Мы надеемся, что будет принято на местном уровне, будет какая-то поддержка, будет отменен налог на имущество и отменены налоги для малого бизнеса в пострадавших отраслях до Нового года. Это ожидаемый пакет мер, думаю, что он будет в ближайшее время принят».

Мария Евневич, совладелец сети «Максидом»:


«Президент сказал, что очень важно сохранить сотрудников, что мы и стараемся изо всех сил делать. Пока законодательство это разрешает, мы продолжим работу, потому что это единственный способ сохранить рабочие места. В разных городах «Максидом» работает в разных режимах, в зависимости от решений местных властей. В Москве, Казани, Нижнем Новгороде — только дистанционно. В Петербурге магазины работают с применением всех мер безопасности, но мы всё равно активно призываем жителей города заказывать товары удалённо на нашем сайте. И мы просим их отнестись с пониманием к загруженности колл-центров и возможному более длительному ожиданию доставки. Обычная розница не может так быстро и полностью перейти в онлайн: ни покупатели, ни логистика к этому пока не готовы, хотя все стараются.

У властей Петербурга, как и в других регионах, непростая задача: нужно и противостоять вирусу, и попытаться сохранить экономику, которой будет нанесён довольно существенный урон. Восстановления придется ждать месяцы, поэтому мы должны постараться найти баланс между сдерживанием эпидемии и сохранением городского бизнеса, ведь это рабочие места и налоги».

Галина Бояркова,
«Фонтанка.ру»

ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
Комментарии
42
Присоединиться
Самые яркие фото и видео дня — в наших группах в социальных сетях