Стоило только солнцу пригреть чуть мощнее обычного, как режим самоизоляции дал трещину в Петербурге. Из тесных квартир семьи устремились на свежий воздух.
Седьмого апреля в Петербурге первый в году по-настоящему тёплый день. В таких погодных условиях самоизоляция становится настоящим испытанием духа. «Фонтанка» прогулялась у Финского залива и увидела, что горожане ведут себя прилежно, соблюдают принцип: всё, что не запрещено, то разрешено. А те, кто решил возмутиться, остались неуслышанными.
Маршрутка 305к отъезжает от станции «Старая Деревня» в полдень полупустая. Почти никто из пассажиров не защищён масками. Лицо водителя также не обременено подобием респиратора. Через пару остановок заходит женщина средних лет в розовом пуховике. «С Благовещением вас!» — объявляет она и садится на переднее сиденье. Компанию ей составляет юная попутчица с веточками пластмассовых цветов.
У «Беговой» у дверей маршрутки выстраивается очередь пассажиров в масках. «Разлив», «Репино», «Сестрорецк», «Песочное», — говорят они водителю и протягивают мелочь и купюры.
«А тебя с Благовещением!» — опять раздаётся на весь салон уже знакомый голос. Теперь женщина в розовом говорит по телефону: «На мой день рождения не бывает плохой погоды. За мои 55 в первой половине дня всегда шикарная погода. Люди должны понять, что такое Благовещение, поверить в Бога. Меня спрашивают, почему вы без маски. Да, у меня иммунитет, отцу 90 лет».
*Благовещение Пресвятой Богородицы — евангельское событие и посвящённый ему христианский праздник, основанный на легенде о том, как архангел Гавриил сообщил Деве Марии, что скоро она станет матерью Иисуса Христа. Русская православная церковь празднует Благовещение 7 апреля.
Маршрутка останавливается у Лахтинского кладбища. «Любите друг друга», — кидает в салон женщина в розовом и исчезает. За ней выходит и девушка с пластмассовыми цветами.
Парк «Дубки» в Сестрорецке закрыт, а к его пляжу прибывают и прибывают машины. Большинство — родители с детьми.
Мама тащит велосипед через песок, за ней семенит дочь. «На детской площадке сейчас играть запрещено», — объясняет она ребёнку и присаживается на скамейку. На соседней лавочке в съедобное-несъедобное играет с сыном ещё одна мама.
— Доктор, — кричит мальчик.
— Тут надо уточнять, — отбивает мяч мама.
— Ты пряничных докторов ешь?
— Секрет.
«Опять идут обклеивать», — замечает мама и с неприязнью смотрит на появившихся мужчин с спецовках. Они отдирают старое объявление и клеят скотчем новое. В нём администрация Сестрорецка большими буквами сообщает, что посещение детских и спортивных площадок на территории пляжа запрещено. Это правило никто из отдыхающих не нарушает.
Горки и «лазалки» стоят нетронутыми. Ветер уже сорвал с них сигнальную ленту, на металлических креплениях остались только её ошмётки.
Родители с детьми базируются на скамейках у площадок или на пледах. Семьи играют в мяч, катаются на велосипедах. Папа устроил турнир по крестикам и ноликам на песке. Ещё один отец ощупывает песок металлоискателем, когда устройство подаёт сигнал, на помощь приходит сын с игрушечной жёлтой лопатой и начинает копать. Пляж выглядит, как на выходных. Правда, в мирное время здесь всё же плотность людей побольше.
Непривычное для рабочей недели скопление машин сегодня заметили у пляжа в Лисьем Носу. Фотодоказательства в редакцию «Фонтанки» прислал читатель Сергей. Он сам живёт в этом посёлке и сегодня насчитал около 40 автомобилей.
Алексею и Надежде уже за 70. Они живут в Сестрорецке и вышли прогуляться у воды.
— Невозможно так долго сидеть дома, к тому же в день надо проходить пять километров, — говорит Алексей. — Мы оба медики.
— Ну Алеша, нас это тем более не оправдывает, — подхватывает Надежда. — Мы законопослушные люди, все законы всегда соблюдали. Морально чувствуем себя плохо, как нарушители, но нарушаем.
Алексей признаётся, что неделю они сидели в квартире, спускались только в магазин. Их дом расположен так, что «от выхода до залива никого не встретишь».
Уже ближе к курорту подружки целуются в щёку при встрече. «Тут ветром бактерии развеваются», — замечает одна из четвёрки брюнеток. Девушки в обтягивающих спортивных штанах и коротких курточках начинают свою прогулку.
Под сосной на покрывалах отдыхает семья составом в несколько поколений. Рядом с бабушкой и дедушкой сидят внучки, отец и мать курсируют с тарелками между мангалом и импровизированным столом.
— Просто решили отдохнуть. Посмотрите на небо, какая погода сегодня шикарная. Две недели сидели дома, на машине приехали, — говорит мне отец.
Дедушка, завидев меня, подходит к мангалу и требует, чтобы я дистанцировалась от его родственника и их еды. «Я не расположен давать интервью, разговаривать. Мы отдыхаем, не отвлекайте, пожалуйста», — говорит он.
Лёд ещё ютится у берега Финского залива. Не растопило солнце ещё и ледяные барханы. У одного из таких стоит группка родителей с баночками в пакетиках. На разговор решается только Александр. У него модные солнечные очки в духе стимпанка.
«Я считаю, что это ерунда. Этот вирус ничем не опаснее всех остальных вирусов, которые были уже. Вирус гриппа каждый год и коронавируса тоже, это просто еще одна версия. На следующий год другой придёт. Каждый год от любого гриппа бегать или прятаться?» — рассуждает он.
Александр — промышленный альпинист, сидит без работы с декабря прошлого года. Сначала бесснежная зима лишила заказов на чистку крыш, а теперь коронавирус. Обычно в это время начинается сезон мойки окон, но во время пандемии никто не заботится об их чистоте. Александр жалуется, что ему звонят из банков, он бы рад заплатить, да нечем.
«Это полумеры. Давайте карантин введём, всем будем зарплаты платить. Просто какая-то каша у всех в голове. Никто ничего не понимает, конкретных указаний нет. Правительство говорит, а давайте сидите по домам. Суперзвезды рассказывают нам из своих огромных коттеджей: «Ой, мы сидим дома». Простите, а ваши домработницы тоже дома сидят? Вряд ли».
Чтобы увидеть, как солнечная погода раскрепостила петербуржцев, необязательно выходить из дома. Сегодня в течение дня читатели «Фонтанки» вели наблюдение из своих квартир. Футболисты на спортивных площадках были замечены на Туристской улице в Приморском районе, у школы 54 в Красносельском и во дворе на Коломенской улице. Гуляющих также видели в саду Бенуа и Полюстровском парке.
«8 человек под громкую музыку играют в футбол, — написала читательница Елена. — Позвонили — каждый из органов объяснял, что не отвечает за проблему и переадресовывал дежурному администрации, в полицию 02, Роспотребнадзор, комитет по здравоохранению, оттуда... снова адресовали в полицию. Круг замкнулся. Получается, это никому не нужно».
Лена Ваганова, «Фонтанка.ру»
В Петербурге 13 марта введен режим повышенной готовности. В связи с угрозой распространения коронавируса нового типа Смольный запретил посещать парки, скверы, спортивные и детские площадки, нарушителям грозят штрафами в размере до 30 тысяч рублей. Гражданам младше 65 лет рекомендовано не покидать пределов своей квартиры. Для пенсионеров эта мера носит обязательный характер. Указом президента апрель объявлен нерабочим.
По состоянию на 7 апреля в России зафиксировано 7497 случаев заражения COVID-19. Санкт-Петербург занимает третью строчку после Москвы и Московской области, диагноз подтверждён у 295 человек, 36 пациентов вылечились, умерли трое. В мире с начала эпидемии болезнь диагностировали у более 1,4 миллиона человек, публикует статистику университет Джонса Хопкинса, почти 300 тысяч выздоровели, более 80 тысяч умерли.