Не все петербуржцы на самоизоляции экономят на внешнем виде: запросы на услуги «на дому» выросли почти в 2 раза. Салонная бьюти-индустрия близка к краху.
В отличие от общепита, который имеет право торговать навынос или наладить доставку, парикмахерские, барбершопы, студии маникюра и бьюти-школы полностью лишились дохода до 30 апреля. Без поддержки от властей бьюти-индустрия Северной столицы может полностью «уйти в тень».
О том, что коронавирусные каникулы могут изменить облик петербургского рынка услуг, в письме губернатору Александру Беглову 7 апреля рассказала Ассоциация предпринимателей индустрии красоты (АПИК). По словам участников рынка, жесткий запрет на любые контактные услуги сильно ударит по добросовестному бизнесу, но отнюдь не будет способствовать изоляции жителей Северной столицы. В то время как официальные парикмахерские и маникюрные салоны закрыты, пусть не все, но немалая часть оставшихся без обслуживания клиентов ищут альтернативные способы привести себя в порядок.
Очевидными бенефициарами коронавирусных каникул стали мастера, работающие на дому. В сервисе бесплатных объявлений «Фонтанке» подтвердили, что в последнее время их услуги пользуются повышенным спросом. К примеру, в первую неделю апреля жители Северной столицы на 74% чаще кликали на объявления надомных парикмахеров, чем два месяца назад. «С закрытием салонов красоты увеличился спрос на частных мастеров», — прокомментировали в компании. При этом данные о том, как увеличилось количество объявлений, сервис не раскрывает.
Сами частники подтверждают, что, в отличие от обычных парикмахерских и салонов, не свернули свою работу на время каникул. Особенного бума они не наблюдают, но и оттока не наметилось: клиентов, которые отменяют визиты, единицы, но их готовы замещать те, кто не попал в обычную парикмахерскую или маникюрный салон.
«У меня все ровно. Сейчас пара клиенток отменилась — одна из-за всеобщей паники, вторая из-за собственного кашля, но на их место пришли двое новых, которым меня порекомендовали», — рассказала «Фонтанке» мастер маникюра Елена. По ее словам, риска для своих посетителей она не видит: как и раньше, работает в маске и перчатках, до и после клиента обрабатывает все поверхности спиртом. Клиенты тоже принимают меры предосторожности: приходят в собственных масках.
В сфере парикмахерских услуг на дому спрос даже сократился. «В марте было, как обычно. Все мои клиентки приехали, как и планировали. В этом месяце не было ещё ни одной записи, люди не рискуют строить планы», — сообщила «Фонтанке» мастер причесок Екатерина.
«Мне проще, небольшое помещение под салон — в собственности семьи, и хотя бы на стоимость аренды при отсутствии привычного потока клиентов не попали», — говорит Максим, владелец салона. По его словам, людей стало гораздо меньше с конца марта: «Если я нужен, то выхожу под единичную запись. Сейчас вопрос даже не в деньгах, а в моральной поддержке — мои клиенты знают, что у них есть островок стабильности».
Тем не менее парикмахерские и маникюрные салоны, прекратившие работу на каникулах, опасаются конкуренции со стороны «частников» и коллег, перешедших в подпольный формат.
«Наши поставщики расходных материалов сообщили, что продолжат работу как интернет-магазин. А если что-то продается — значит, это кому-нибудь нужно. Думаю, что некоторые коллеги продолжают функционировать в формате выездного обслуживания. Рынок надомников и «кабинеты за закрытыми дверями» также рады увидеть клиентов, которые все еще хотят выглядеть хорошо», — поделился с «Фонтанкой» Иван Ковалев, владелец салона красоты в Петроградском районе.
До коронавирусных каникул в сегменте парикмахерских услуг надомные мастера занимали в Петербурге до 15% рынка, в сегменте маникюра, педикюра и наращивания ресниц — до 30%, комментирует Лялья Садыкова, руководитель сети экономпарикмахерских и клубов красоты. По ее словам, с началом президентских каникул на дверях петербургских парадных все чаще стала появляться реклама таких сервисов.
Вскоре армию надомников могут пополнить и сотрудники закрывшихся салонов: большинство из них в период самоизоляции остались на голом окладе или вовсе без зарплаты. «Клиенты звонят и просят контакты мастеров, чтобы их постригли на кухне», — отмечает Лялья Садыкова. По ее словам, она выдала инструменты своим сотрудникам и отпустила их на «вольные хлеба», поскольку платить заработную плату в этом месяце будет нечем.
«Месяц просуществовать в таком режиме можно, но если в ближайшее время ничего не изменится, голодные мастера перетащат аудиторию к себе домой», — соглашается Иван Ковалев. С точки зрения безопасности, было бы разумно разрешить работать обычным салонам, где проще обрабатывать поверхности, материалы и инструменты, чем у мотающихся по городу парикмахеров, считает он. Для спокойствия властей участники рынка могли бы утвердить стандарты безопасности и отчитываться о них, как это разрешено делать, к примеру, промышленным предприятиям.
По оценкам АПИК, в Петербурге в сфере красоты и ухода заняты более 200 тысяч человек. Подавляющее большинство специалистов — женщины. В ассоциации считают, что предложенные городом меры поддержки в виде льготных кредитов не спасут бьюти-индустрию, поскольку предприятия этого сектора зачастую и так сильно закредитованы. В письме губернатору участники рынка попросили кредитных каникул, освобождения от оплаты налогов на время простоя, а также возможности официально отпускать персонал «в вынужденный отпуск» на полгода.
Галина Бояркова, «Фонтанка.ру»
Через 10 минут после публикации материала стало известно, что петербургский ЗакС расширил перечень бизнеса, которому окажут поддержку. Льготы по налогам получат парикмахерские, химчистки, ремонт техники, фитнес-центры