В режиме самоизоляции большинство людей старшего поколения время проводят в основном традиционно: читают, смотрят телевизор, делают уборку. И только 38% пользуются интернет-контентом. При этом 90% пожилых россиян не пугает сложившая ситуация, но удручает отсутствие живого общения. Такие данные приводит портал «Баба-Деда.ру».
За несколько недель старшее поколение, которое последние несколько лет шло в сторону активного долголетия, перевели в категорию пассивных потребителей, которым помогают дети, социальные службы, волонтёры и соседи. Портал «Баба-Деда.ру» спросил пожилых россиян о том, что они думают о сложившейся ситуации, как изменилась их жизнь и что самое сложное в условиях самоизоляции.
Несмотря на обилие открытых для бесплатного пользования на период карантина интернет-ресурсов, большинство людей занимают свободное время традиционными вещами: читают книги (65%), смотрят телевизор (58%), общаются с родственниками и друзьями онлайн (58%), делают генеральную уборку (55%).
И только 38% представителей старшего возраста пользуются бесплатным интернет-контентом — смотрят фильмы, театральные постановки, онлайн-курсы и т.д.
28% опрошенных продолжают работать из дома (согласно данным Росстата, официальная занятость населения в возрасте старше трудоспособного составила 21,3% по России в 2019 г.).
Уже на неделе с 23 марта, когда меры самоизоляции и карантина ещё не были ужесточены, большинство респондентов (75%) полностью перешли на дистанционное общение через телефон и Интернет, некоторые (5%) нашли приемлемый способ общения на улице с соблюдением необходимой «социальной дистанции» в 2 метра. Только порядка 17% респондентов, как и раньше, продолжали ходить друг к другу в гости или встречаться в кафе (4%).
Несмотря на то, что самоизоляция для большинства людей в возрасте дается непросто, почти каждый третий ответил, что сохраняет спокойствие. 90% представителей старшего возраста, переживших несколько кризисов в течение жизни, не пугает сложившаяся неизвестность и неопределенность (в отличие от более молодых поколений).
Сложнее всего старшим дается переход из активной жизненной позиции к вынужденной изоляции (70%), что подтверждает общий семантический анализ ответов. «Отсутствие, невозможность, сложности» — наиболее частые ответы.
Люди старшего возраста выделили шесть основных групп сложностей: запрет на перемещение и ощущение изоляции (27%); закрытие культурных, образовательных и спортивных учреждений, отмена всех занятий (24%); сокращение живого общения с родными и друзьями (15%); беспокойство за своё здоровье и близких, страх перемещения по городу, общий уровень неопределённости и непонимания происходящего (14%); проблемы с работой (7%); информационный ажиотаж вокруг болезни (5%).
В случае необходимости (доставка еды и лекарств) более половины (60%) рассчитывают на родственников — детей и внуков, супругов, племянников и т.д. или друзей (16%), а 48% готовы пользоваться онлайн-сервисами доставки.
Менее всего (10%) люди полагаются на социальные службы, а 5% указали, что всё будут делать самостоятельно. 2% респондентов честно признались, что они пока не знают, как будут выходить из ситуации.
В опросе приняли участие москвичи и жители Московской области (41%), петербуржцы (36%), жители других регионов страны (23%).