Функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации
Спорт Анатолий Тимощук: Количество заболевших может быть действительно большим. Пока никто не знает, когда возобновится чемпионат

Анатолий Тимощук: Количество заболевших может быть действительно большим. Пока никто не знает, когда возобновится чемпионат

44 642
Анатолий Тимощук
Источник:

Пока российский футбол ждет, игроки и тренеры «Зенита» продолжают дисциплинированно сидеть в четырех стенах. Отдел спорта «Фонтанки» поговорил с Анатолием Тимощуком: как занять себя в самоизоляции, о работе над стандартными положениями и о том, Кокорин ли вытащил «Сочи» из зоны вылета.

— Я подозреваю, что так основательно в четырёх стенах ты не сидел со времён киевского спортинтерната.

— Наверное, ты прав. Хотя даже в спортинтернате мы ведь всё равно выходили на тренировки. А сейчас сидишь дома, никуда не выходишь. За всё время два раза выехал: надо было ребенка к зубному отвезти. Карантин полный.

— Мне кажется, что профессиональные спортсмены — это одни из немногих людей, у которых есть иммунитет к самоизоляции, потому что у вас же сборы полжизни.

— Можно и так сказать. Многие говорят, что уже не могут сидеть дома. А я себя очень комфортно чувствую в домашней обстановке и не испытываю никаких панических атак, радуемся, что можем вместе время проводить.

— Я помню, что на двадцатом дне сбора у Петржелы Крижанац, недовольный работой кит-менеджера (человек, отвечающий за форму. — Прим. ред.), демонстративно ходил по гостинице голым. Самоизоляция позволяет делать то же самое и без конфликта.

— Понимаешь, когда у тебя 20 дней сборов, по две тренировки в день, ты, конечно, находишься на грани. Психологическое состояние напряженное. Плюс одни и те же люди тебя окружают. В мужском коллективе это не всегда просто проходит, потому что есть эмоции, стыки в тренировочном процессе. Плюс человек на усталости может отреагировать не так, как бы он отреагировал в обычном состоянии. Ну и нужно учитывать, что у каждого свой характер, нужно к каждому найти подход. Поэтому, конечно, такая ситуация могла быть. А что касается дома, вы же не «по работе», а по любви. И да, теперь каждый может ходить как ему нравится.

— У меня для детей висит расписание на стене и календарь, в котором мы каждый вечер вычеркиваем новый день. Как у тебя устроен быт?

— Кстати, неплохая идея по поводу календаря. Надо тоже для детей повесить.

— Ты знаешь, смиряет с действительностью.

— Что касается быта, сейчас уже полегче, потому что началось онлайн-обучение и уже проводят уроки. Ребёнок до пяти часов полностью занят своими делами. Ну а так, играли в теннисбол, потом сегодня я пробовал себя в роли бьющего и бегущего в бейсболе. В общем, развлекаемся как можем. Смотрю кино. Тебе рекомендую, если есть время и дети позволяют, новый сериал — «Бумажный дом» (Money heist). Там хорошая история. Испанцы сняли, потом в Netflix продали. Они уже разделили серии, которые были по 70 минут, на понятный формат по 45 минут и на сезоны, потом досняли ещё. Я уже на третьем сезоне. Впечатления очень хорошие. Смотреть советую на Netflix на английском, кому нужно — с русскими субтитрами. Очень интересный сюжет! Так и получается, 3–4 серии посмотрел и уже ночь глубокая. Плюс в районе 7–8 часов вечера — различные онлайн-тренировки. Стараюсь делать пранаяму. Ну и пресс качаю безусловно.

— Сколько скручиваний?

— Есть программа такая «30 дней пресса». Ты делаешь там 8 упражнений по 40 секунд и 20 секунд пауза. За 40 секунд я делаю около 50 повторений. То есть где-то от 400 повторений и выше получается каждый день. Плюс то, что ещё добавляется на тренировках по вечерам. Там тоже есть всякие упражнения на пресс.

— Ты освоил шаверму. Я в сториз выкладывал крик отчаяния, что никогда в жизни я не готовил так много.

— Ты знаешь, я тоже так много никогда не готовил. Меня, когда спросил парень, Илья, шеф, люблю ли я готовить, я сказал, что в принципе мало готовлю. У меня есть одно блюдо, которое могу делать, — это паста арабьята. Это если не брать просто спагетти или просто яичницу. А после вчерашнего эфира я понял, что это не так уж и сложно. Шаверма очень вкусная получилась. На всё мы потратили около часа, но получил удовольствие от проделанной работы и результата.

— Вы из свинины готовили или из курицы?

— Из индейки.

— Диетическая.

— Так было предложено шефом, и был определенный перечень продуктов, которые надо было взять для приготовления. Так что рекомендую, возьми рецепт на вооружение.

— Супер. Филе индейки как раз лежит в холодильнике. С интересом слежу в ленте новостей и выписываю те российские клубы, которые предлагают закончить прямо сейчас, не доигрывая сезон. Это в первую очередь «Уфа» и «Ахмат». Ты сам думаешь, какое развитие событий оптимальное?

— Лично мне кажется, что оптимальнее всего будет доиграть чемпионат, если это не будет угрожать здоровью. Во-первых, не так много матчей осталось, всего 8 туров. И чтобы потом не возникало никаких вопросов по местам в еврокубках и на вылет. Считаю, что борьба за место в Лиге чемпионов будет очень интересной. То же самое касается и нижней части турнирной таблицы.

— Понятно, что сценарий, при котором «Ахмат» вылетит из Премьер-лиги, это сценарий, в котором всем придётся извиняться.

— В нижней части турнирной таблицы все еще более запутанно, чем наверху. Поэтому я и говорю, что нужно доиграть. Но, немного изучив основные истории распространения и роста заболеваний SARS-CoV-2 в разных странах, я понимаю, что на данный момент у нас ситуация все ещё спокойная. Значит, вероятно, в ближайшее время, может, будет вспышка, которую нужно пережить. И количество заболевших может быть действительно большим. Поэтому пока никто не знает, когда возобновится чемпионат.

— В кои-то веки возможен вариант, при котором мы поиграем в футбол летом, чего не принято делать в последние годы в России.

— Это точно. Надеюсь, что у всех будут качественные поля. Но сейчас радует, что есть что посмотреть, — белорусы вот играют.

— Смотри, есть удивительный кейс в Европе: бельгийцы решили, что всё, хватит, расходимся. И им сразу в УЕФА пригрозили, сказали, что так нельзя. У меня такое ощущение, что мы точно доиграем в августе, а следующий сезон может быть неожиданно короче.

— Я видел и такую новость. Насколько я понял, у бельгийцев это не окончательное решение. Они просто рассматривали такой вариант событий, а у нас утверждают, что вот бельгийцы так решили, почему и мы так не можем. Думаю, всё равно найдутся недовольные команды. Поэтому, чтобы не возникало каких-либо споров, полемики, конечно, чемпионат нужно доиграть.

— Это такой странный жанр. Мы с тобой обсуждаем футбол в режиме самоизоляции, но если мы вспомним события трехнедельной давности — у нас всё-таки 3 тура весной было сыграно. Кто тебя удивил?

— Однозначно «Сочи», потому что команда находилась на последнем месте.

— На тонкий лед выбегаем.

— Ну слушай, мы говорим, как есть. Команда с последнего места поднялась и довольно неплохо укрепила свои позиции от зоны вылета.

— Есть там один парень, да.

— Он там не один, конечно. Понятно, что мы можем выделять по игре Александра Кокорина, но команда хорошо смотрелась в целом, особенно если взять первый тайм матча с «Краснодаром». Да и с тем же «Арсеналом» не заслуживали поражения. Видно, что команда работает, ребята в хорошем настроении. Там много опытных футболистов, в том числе Нобоа, Мевля. Многие ребята, которые были в «Зените», понимают, что в такой ситуации нужно сохранить спокойствие и нужно добиться поставленной цели. А цель у них на данный момент — не вылететь. Приятно, что чемпионат продолжается без компромиссов. Любая команда может потерять очки. Даже мы сыграли дома вничью, потом опять вничью, потеряли очки. Но и наши конкуренты потеряли очки. Это говорит о хорошей, здоровой конкуренции, которую хочется видеть в каждом чемпионате.

— Понятно, что «Сочи» приятно удивил. Я думаю, что это в первую очередь характеристика Федотова как тренера. В то же время «Уфа» продемонстрировала еще более прагматичный футбол, чем «Зенит»: сами не играли, но все очки, которые можно было зацепить, зацепили.

— И ведь почти со всеми лидерами. Да, наверное, можно говорить о каком-то «автобусе», но тренер, прежде всего, отталкивается от качеств своих игроков. Поэтому, если в таких матчах ему удается брать очки и футболисты выполняют установку тренера, наверное, можно говорить о том, что эти все игры были правильно тактически спланированы. Команда старалась выполнять установку главного тренера. Я видел в Интернете где-то, что тренер «Уфы» сказал: «Почему нас все упрекают за этот автобус, если «Атлетико» играет в такой же автобус, но имеет других футболистов». Наверное, можно с этим согласиться.

— При этом, видишь, Вадим Анатольевич еще только в самом начале своего тренерского пути, но уже останавливает мяч пятой точкой и рано или поздно будет, естественно, показывать тестикулы болельщикам. Он абсолютно такой же породы специалист.

— Ну посмотрим, время покажет.

— Две ничьи подряд с «Локомотивом» и с «Уфой». Понятно, что это всё вспоминать так же смешно, как прошлогодний снег, которого не было, но оказалось, что «Зенит» тяжело вкатывался в возобновление сезона.

— Не могу сказать, что тяжело. Просто, наверное, отрыв, который был в начале чемпионата, вселял уверенность и эта уверенность, конечно, передалась каждому игроку на футбольном поле. У нас было колоссальное преимущество против «Уфы», хорошая игра получилась и с «Локомотивом». Пусть она была не настолько острая, но по качеству в определённых отрезках игры мы можем говорить, что игра была очень хорошей. Конечно, любой команде после большого перерыва и в отсутствие официальных матчей втягиваться всегда сложнее. Если бы мы вышли в весеннюю часть еврокубков и к началу внутреннего чемпионата мы уже сыграли бы официальные матчи, было бы чуть-чуть проще. А тут получается, что первая игра — и сразу с претендентом на место в Лиге чемпионов. Это накладывало определенную ответственность. Никто не хотел проигрывать. В любом случае осторожность существовала, по крайней мере подсознательно. Хотя, естественно, каждый тренер настраивал свою команду только на победу. Третий матч был уже намного лучше и увереннее.

— Да, и получилось семь. Мы никогда с тобой не обсуждали специфику твоего труда лично. Это я говорю про работу над стандартами. В разнообразных источниках видел, как ты кропотливо готовишься. Как ты придумываешь?

— Естественно, в голове есть уже какая-то база, которая сложилась на протяжении длительной карьеры, в ходе которой мне удалось поработать с многими качественными специалистами. Конечно в современном футболе стандарты имеют огромное значение. Заниматься ими я начал еще при Манчини. У него был такой помощник Анджело Грегуччи, который в том числе отвечал за стандартные положения. Я проводил много времени в аналитическом отделе, и мне стало интересно то, чем он занимался. Я тоже приходил к ребятам, мы садились с ним, обсуждали, иногда даже спорили. И на фоне этого я уловил мысль человека, который давно в футболе работает с хорошими командами. И уже когда Сергей Богданович пришел в «Зенит», он спросил, кто отвечал за стандарты, понятно, что моя кандидатура сразу появилась. Да и начальник аналитического отдела Максим Гайдовский сразу же сказал: «Тимощук!» Так мы и продолжили работать. Я запрашивал у аналитического отдела видео на соперника, объяснял, что именно мне надо. Также смотрю много чемпионатов, и не только ведущие.

— В белорусской лиге тебя удивил кто-то по стандартам?

— Там не так много команд, которые подают стандарты. Ну вот в первом же туре брестское «Динамо» забило хороший мяч головой со штрафного. У них же был хороший момент во второй игре. Всегда хочется, чтобы была изюминка в стандартном положении. Можно просто расставить игроков, но не всегда есть подходящий подбор футболистов. Потом не нужно забывать, что мы говорим сейчас не только об атаке. Нужно предугадать, что будет происходить в обороне, и постараться поставить соперника в неудобную ситуацию, справиться с теми стандартами, которые он запланировал.

— Как в бильярде — откатить мяч, чтобы было неудобно следующему.

— Да-да. Очень много анализа перед каждым следующим матчем. У нас хороший, дружный коллектив и все стараются принимать участие в этом процессе.

— Это ты опять включил режим кота Леопольда. У меня два маленьких уточнения. Я обратил внимание, что на стандартах у своих ворот невероятно эффективен Дзюба. Я не помню, когда он проигрывал воздух в своей штрафной.

— Смотри не сглазь.

— Хорошо. Значит, мы верно увидели. А второй момент — у меня до сих пор перед глазами стоит «Зенит» — «Рубин», 2019-й, декабрь. Знаменитая кафановская фаланга при подаче с углового…

— Ее называют «Спарта».

— Точно. Есть прекрасный повтор из-за ворот, где видно, как выстраиваются игроки «Рубина, и видно, что игроки «Зенита» не держат «персоналку», а стоят в зоне и с интересом видят, как «Рубин» на 9-й минуте забивает гол.

— Тут ты прав. Дальше я скажу тебе так. Мы это знали. И к этому готовились. Но часто бывают такие эпизоды, что кто-то где-то недопонял, кто-то где-то не то место занял. Получилось, что вратарь мяч не достал, мяч перелетел Ерохина, и мы получили мяч, который анализировали до игры. Еще ведь многое зависит от качества подачи. Но мы тоже учимся на своих ошибках. Часто можно слышать от тренера: «Я же тебе говорил, зачем ты отдал мяч туда?» Не всегда твоя мысль может легко запомниться игроком. На футбольном поле существуют болельщики, соперник и многое другое. Все вместе может привести к чему-то глобальному. Ну и плюс соперники же тоже нас изучают.

— У меня по поводу твоего «тренер же говорил» есть очень нежная история. Не помню, играл ли ты в этом матче или нет — «Андерлехт» — «Зенит», Лига чемпионов, осень 12-го года. Когда «Зенит» ни разу не пробил в створ ворот и проиграл по делу 1:0.

— Нет, не играл. Я еще в Германии был.

— И в автобусе от терминала до чартера Быстров сидел на задней скамейке с Гариком, Шавой, Кержом и говорил: тренер нам (непечатное) всё сказал, что нужно сделать, а мы всё сделали не так.

— Так часто бывает. Где-то отвлекся, где-то не услышал. Для этого и существует тренировочный процесс, чтобы большинство моментов довести до автомата. Я часто вижу, когда человек подходит подавать и одна группа футболистов расставляется под один стандарт, а другая — под другой. Но еще приятнее, когда кто-то из той группы, которая расставилась неправильно, говорит: подождите, мы же неправильно встали. На адреналине нужно уметь спокойно воспринять подобные ситуации.

— Когда твоя тренерская звезда взошла в «Зените», ты покорил болельщиков своей грандиозной папкой, которая выглядела так, будто там зарплатные ведомости и премиальные расписаны. Что там на самом деле?

— Это она тогда была папкой. Сейчас у меня уже есть iPad. Конечно, это прежде всего материал для футболистов, которые выходят на замену. Визуально информация всегда воспринимается легче, чем на словах. Есть заготовленные на каждый матч стандарты, и я показываю, напоминаю выходящему на поле игроку, как он в них играет. В iPad это легче сделать. Там ты можешь каждого игрока взять и вставить в схему.

— Я понял, что ты на премиальные от чемпионства шиканул и приобрел себе планшет.

— Ну у меня был уже. К счастью, в аналитическом отделе мне выдали еще один.

— А там какое-то специальное приложение?

— Да, оно простое. Мы в Keynote работаем. Это самое удобное приложение. Туда все легко загружается, легко выбирается. Плюс, если надо, игрокам можно быстро показать видео того или иного соперника.

Беседовал Федор Погорелов, «Фонтанка.ру»

ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
Комментарии
8
Присоединиться
Самые яркие фото и видео дня — в наших группах в социальных сетях