В Петербурге благотворительные организации готовятся вывезти из ПНИ часть проживающих там людей на время пандемии COVID-19. Об этом 9 апреля сообщила Любовь Аркус, основатель Центра социальной абилитации, обучения и творчества для взрослых людей с аутизмом «Антон тут рядом».
С середины марта сотрудникам общественных организаций, волонтёрам и даже родственникам запрещено посещать данные учреждения, чтобы сократить вероятность заноса вируса. Это привело к тому, что тысячи людей по всей стране, в том числе дети, оказались в полной изоляции. В Петербурге, к примеру, в интернатах запертыми остаются более 6 тысяч человек. При этом персонал учреждений каждый день ездит на работу в общественном транспорте.
«Наши российские психоневрологические интернаты и детские дома-интернаты построены по коридорному принципу, то есть по типу больницы: есть длинный коридор и комнаты (палаты) на 4–12 человек. Во взрослых психоневрологических интернатах более десятка отделений, на каждом живет в среднем по 70 человек. В ряде интернатов двери отделений закрыты на ключ, но есть общий персонал на всё учреждение. Например, буфетчицы, которые развозят еду по отделениям, забирают ее в одном пищеблоке, общаются там между собой, а потом расходятся по разным этажам. И если появятся зараженные на одном отделении, вирус перекинется по цепочке на все остальные», — рассказала Светлана Мамонова, директор по внешним связям БОО «Перспективы».
Всё это ставит под сомнение вышеупомянутый запрет и сводит на нет усилия по незаносу инфекции.
«Недели три назад, когда я прочитала про то, как массово гибнут старики в домах для престарелых Испании, первая моя мысль была про наши казенные учреждения. При том что Западной Европе ни в каком страшном сне не могло бы присниться, что старики или инвалиды могут жить в корпусах на тысячу и более человек», — написала на своей странице в соцсети Любовь Аркус.
Чтобы избежать ситуации, которая сложилась с домами престарелых в Испании и Италии, руководители российских НКО, в частности директор московского Центра паллиативной помощи Нюта Федермессер, руководитель московского Центра лечебной педагогики, ЦЛП Анна Битова, президент петербургской благотворительной организации «Перспективы» Мария Островская, президент Санкт-Петербургской ассоциации общественных объединений родителей детей-инвалидов ГАООРДИ Маргарита Урманчеева и другие обратились в профильные министерства с просьбой дать доступ в те учреждения, в которых организации работали до пандемии. А также разрешить вывезти из них людей, которые наиболее подвержены заражению коронавирусной инфекцией.
Ответом на эту просьбу стала правительственная телеграмма, подписанная главами Минтруда, Минздрава, Минпросвещения и Роспотребнадзора, которая была направлена главам регионов 6 апреля. В ней говорится, что необходимо принять меры по предотвращению заражения коронавирусной инфекцией жителей стационарных учреждений. В частности, дать доступ сотрудникам НКО, которые до начала пандемии в них работали. При этом региональные власти должны утвердить список НКО, которые могут посещать интернаты и детские дома. К каждому учреждению должен быть прикреплён куратор из регионального правительства «в целях установления персонального контроля за деятельностью указанных организаций на период проведения противоэпидемиологических мероприятий». Также сотрудникам НКО должны два раза в день измерять температуру и интересоваться их самочувствием.
Но самое главное — разрешено временно переселить жителей интернатов, в том числе и несовершеннолетних, домой к их законным представителям, родственникам или в проекты сопровождаемого проживания, которые реализуют НКО. Это, как говорят эксперты, беспрецедентный шаг.
Как сообщила Любовь Аркус, представители НКО провели зум-конференцию с комитетом по соцзащите и директорами петербургских интернатов, где обсуждался вопрос о переселении постояльцев ПНИ. Они будут переведены в проекты сопровождаемого проживания, которые реализуют «Перспективы», ГАООРДИ и Центр «Антон тут рядом». Сколько человек будут вывезены, пока не уточняется.
«Сейчас утверждается логистика перемещения», — сказала Аркус.
Пока же благотворительные организации активно готовятся: закупают кровати, постельное бельё, памперсы, посуду.