Призыв совладельца SkyRest Александра Затуливетрова открыть рестораны, если власти до 15 апреля не введут режим ЧС, пока не вдохновил его коллег по рынку. «Для восстания с вилами пока рановато», — пояснили они «Фонтанке».
Ультиматум петербургского ресторатора Александра Затуливетрова к властям РФ и Северной столицы, опубликованный вечером 9 апреля в Facebook, за сутки набрал 1,5 тысячи комментариев, им поделились 1000 человек. Мнения участников дискуссии разделились: одни говорят о намерении поддержать ресторатора, другие упрекают его в том, что он подвергает угрозе здоровье своих посетителей.
Как сообщала «Фонтанка», предприниматель выразил недоумение тем, что банкам, промышленным предприятиям и продуктовым магазинам во время «коронавирусных каникул» работать разрешено, тогда как заведения общепита лишились выручки, но при этом должны платить кредиты и зарплаты сотрудникам. «Я официально заявляю о намерении открыть свои рестораны 15 апреля, если до этого времени не объявят ЧС, ЧП или то, что там должна объявить власть, которая по настоящему переживает за своих граждан», — написал Затуливетров.
Представители Смольного, по словам предпринимателя, с ним не связывались. Но буквально сразу после публикации ему позвонил депутат ЗакСа Борис Вишневский. «Он воззвал к разуму и рассказал, какие законодательные акты приняты в части поддержки предпринимательства», — сказал ресторатор.
Своеобразным же «ответом» городских властей стала новая редакция постановления 121 от 10 апреля, которая запрещает на время коронавирусных каникул не только работу ресторанов, но и посещение их гражданами. По словам Затуливетрова, пока от своего ультиматума открыть рестораны 15 апреля он не отказывается, но сейчас он и его команда ищут способ сделать визит для гостей «безопасным как в прямом смысле, так и в законодательном плане».
К «акции» могут присоединиться еще 6–8 заведений из Москвы и других регионов, рассказал Затуливетров. А вот петербургские рестораторы пока ограничиваются словами поддержки в личных сообщениях. «Фонтанка» спросила участников рынка, готовы ли они последовать примеру владельца «МыЖеНаТы» и «Бутерbrodbsky bar».
Эльдар Кабиров, совладелец пиццерии «22 сантиметра» и стейк-хауса Red. Steak & Wine:
«Не готов [поддержать], потому что мы живем в стране, где это аукнется так, что это мало не покажется. Власти себя прикрывают, выпуская постановления, что режим самоизоляции — это не ЧС, но [говорят] «сидите дома, иначе мы вас оштрафуем». Но я за соблюдение законов, какие бы они ни были. Если законы этой страны не нравятся, а мне они не нравятся, то я подумаю, как мне жить в этой стране.
Одно дело, если бы у нас была история профсоюзная, и мы написали сначала письмо, предупредили, потом согласовали митинг, вышли, требовали, по закону бы действовали. Но это не Франция и не Германия, мы такое общество создали все вместе. Выйти против государства? Ну постоим мы 20 человек, на нас посмотрят, может, отправят в ближайшее отделение для составления административного протокола, так как собираться больше пяти нельзя.
Мы своими заведениями поддерживать не будем, потому что надеемся, что вся эта история с пандемией пройдет и мы бизнес возобновим. А если мы пойдем так, как Александр, то бизнеса точно не будет и, не дай бог, будет уголовное преследование. А у меня семья. Вот так.
У меня тоже есть пара собственников, которые написали: «режима ЧС нет, платите аренду». Я бы создавал реестр, чтобы на будущее у таких людей помещения не снимали, чтобы они поняли, что такое рынок, сотрудничество и взаимодействие. Посмотрим 15 апреля, будут ли бравые люди, которые Александру помогут, но я не в их числе. Садиться за стол переговоров — другое дело, я с удовольствием присоединюсь».
Леонид Гарбар, президент Федерации рестораторов и отельеров Северо-Запада и совладелец ресторанной группы «Свои в городе» (рестораны русской кухни «Центральный», «Фонтанка, 30», «Соленья-варенья», MEMO):
«Мне тяжело давать комментарии, я не до конца все осмыслил. Это эмоции сильные, я Сашу прекрасно понимаю, многие его тоже услышали, но реакция не однозначна. С одной стороны, можно было бы противодействовать [властям], если бы не было угрозы, опасности. Государство гражданской обороной занимается, ему не до бизнес-проблем, но как с нами не считались, так не считаются. Он [Затуливетров] говорит: или объявляйте это форс-мажором, или я открываю ресторан. Готов ли я присоединиться? — не знаю. Вряд ли кто-то будет рисковать своей свободой. Это не компьютерная игра, это жизнь. В период такого нелегкого положения такие действия могут быть восприняты как экстремизм. Если бы была ситуация как в Испании, конечно, было бы все более понятно, а так как все в полурасслабленном состоянии, то и отношение такое. Правды нет, вот что самое страшное, можно только догадываться или домысливать. Но домысливать можно, только если у тебя есть большое количество вводной информации, а ее нет. Кто-то говорит, что мы с ноября болеем, кто-то говорит: вы ничего не знаете, походите по больницам. Очень неоднозначно, надо думать».
Алексей Буров, совладелец группы Smoke BBQ:
«Не могу сумасшедших комментировать. Что он будет нарушать распоряжение властей? Нормальный человек не будет этого делать, я не буду этого делать. Никто не будет открываться, если не будет распоряжения, а его, очевидно, в ближайшее время не будет. Он ни одной копейки не вложил своих денег в последнее время, не инвестировал в фермерские производства, ничего не сделал, а мы — люди, которые реально содержат десятки тысяч людей и инвестируют. Мы выживаем, кормим сотрудников бесплатно, кормим врачей, а в итоге вы [пресса] делаете все, чтобы нас считали идиотами».
Алексей Фурсов, совладелец сети фитнес-центров «Фитнес хаус» и президент холдинга «Евразия»:
«Он очень справедливо говорит, хотя очень эмоционален, но пишет он правильно. Я говорил об этом месяц назад: ребята, почему вы нас закрываете, а метро работает, и людей на улице столько, что такое ощущение, что у нас не карантин, а карнавал?
Я считаю, что открываться бессмысленно, потому что выручки будут предельно низкими в сегодняшней ситуации, а штрафы будут предельно высокими. А если, не дай бог, он кого-то заразит, это будет уголовное дело. На мой взгляд, или нужны более жесткие карантинные меры и объявление режима чрезвычайного положения, или ослабить те меры, которые есть. С ресторанами я понимаю: если повар пришел больной и готовит еду, то он может заразить большое количество людей, но в фитнес-клубе концентрация людей гораздо меньше, чем в магазине.
[Затуливетров] открыл бизнес на кредитные деньги. Ему терять нечего, если он не откроется, он все равно обанкротится — кредит никто не простит, и ему все равно — будет штраф или не будет штрафа».
Арам Мнацаканов, совладелец Probka Family:
«Я думаю, что такая позиция имеет право на жизнь. Но у меня есть своя, и я буду действовать согласно ей. С огромным уважением отношусь к тому, что он провозгласил, но я не хочу встраиваться в число подписантов. Я никогда не осуждал, в отличие от господина Затуливетрова, ничьи действия. Каждый должен действовать согласно своим представлениям».
Николай Митчин, совладелец Beer Family Project («Карловы пивовары», «Иван да Марья», Kriek и др.):
«В акции неповиновения не будем участвовать. От таких призывов никому ни теплее, ни холоднее. Как только он откроется, его тут же закроют. И прецеденты на рынке уже есть. Я больше придерживаюсь общей политики борьбы с COVID-19: говорят «сидите дома» — сидите дома. Да, я считаю, что государство должно принять режим чрезвычайной ситуации, потому что это не дело возлагать всю ответственность на малый бизнес. И те меры помощи, которые нам предлагают, можно сказать, небольшой обман. Мы подписали петицию от ресторанного бизнеса губернатору, но ни ответа, ни привета. Но не хотелось бы начать конфликт с законом, учитывая, что установлены жесткие штрафные санкции. А так ситуация крайне неправильная, учитывая опыт зарубежных коллег, которые получают реальную помощь от государства, а у нас говорят: берите беспроцентный кредит, платите зарплату сотрудникам, потому что это нерабочие дни, а дальше отдавайте кредиты. А с чего их отдавать?»
Николай Белоусов, cовладелец ирландских пабов «Финнеганс» и вьетнамских кафе Joly Woo:
«Я против таких радикальных мер. Я сторонник того, чтобы придерживаться тех законов и постановлений, которые у нас есть, все-таки мы живем в правовом государстве. Восстание с вилами пока [устраивать] рановато. В этой ситуации нужно думать, мыслить и искать новые направления в бизнесе и договариваться с собственниками, чтобы снять с себя нагрузку Какие-то меры нашим правительством принимаются — по налоговым льготам и другие вещи, которые для нас будут актуальны».
Галина Бояркова,
«Фонтанка.ру»