Из-за коронавируса авиасообщение в Европе упало на 90 %. Ровно 10 лет назад самолеты не летали вовсе в течение нескольких дней — из-за вулкана в Северной Атлантике. Сравниваем, как было тогда и сейчас.
Тысячи отмененных рейсов, сотни тысяч застрявших путешественников, прекращение авиасообщения между континентами. Нет, это не 2020, такое уже было 10 лет назад. В Исландии, которую некоторые путают с Ирландией, а кое-кто и с Испанией, начал извергаться вулкан Эйяфьятлайокудль (в переводе с исландского «ледник на горе на острове»).
Как понятно из названия, основная опасность для местных жителей была в том, что извержение магмы растопило ледник, и огромные массы воды ринулись вниз по склону горы на фермы и поля у ее подножия. 700 исландцам пришлось в срочном порядке убегать от разбушевавшейся горы. Синергия землетрясения, магмы и воды разнесла в щепки дома, уничтожила посевы, повредила главную дорогу вокруг острова.
Эйяфьятлайокудль как из пушки выстрелил в атмосферу столбом пепла, часть которого покрыла ровным слоем южную часть Исландии, а другая поднялась на высоту 13 километров. Там ураганный ветер понёс пепел в сторону Европы.
Заместитель руководителя центра Исавиа по управлению воздушным движением в океаническом секторе в Рейкьявике Арни Балдурсон рассказал «Фонтанке», что Эйяфьятлайокудль не выглядел опасным до самого начала извержения. «В апреле 2010 года я работал помощником менеджера и организовывал смены авиадиспетчеров. Помню, как узнал об извержении Эйяфьятлайокудля. На самом деле тогда мы обращали большее внимание на сейсмическую активность в Фиммвёрдухаулс, это горное «седло» между ледниками Эйяфьятлайокудль и Мирдалсёкудль. В первой половине апреля там было несколько землетрясений, открылось несколько трещин, откуда вытекала лава. Но те извержения никак не влияли на полёты, к ним даже ходили туристы. Однако 15 апреля нам позвонили сейсмологи из исландской метеорологической организации и сказали, что один из самых больших вулканов Исландии Эйяфьятлайокудль начал извергаться», — рассказывает Арни Балдурсон.
По его словам, на этот случай у них уже давно существовал план, где первым пунктом говорилось, что нужно срочно информировать все авиакомпании об извержении с помощью авиационной телеграммы NOTAM.
«Да, мы велели всем авиакомпаниям держаться подальше от вулкана, но само воздушное пространство над Исландией мы не закрывали, — вспоминает Арни Балдурсон. — В итоге главный аэропорт Исландии Кефлавик работал на протяжении всей ситуации с вулканом, даже когда европейские власти запретили полёты в своих странах. Помнится, на телевидении даже был репортаж из шотландского аэропорта, где все рейсы были отменены, кроме одного, который летел в Исландию».
Меньше суток потребовалось облаку пепла из Эйяфьятлайокудля, чтобы добраться до Петербурга. Быстро среагировали и авиационные власти. Уже к 19 апреля в Пулково отменили 411 рейсов, по всему Евросоюзу из расписания вычеркнули более 63 тысяч полетов. Всё из-за опасности вулканического пепла, который при попадании в авиационный двигатель выводит его из строя. Впрочем, некоторые авиационные чиновники, среди которых был и глава Международной ассоциации воздушного транспорта IATA Джованни Бисиньяни, назвали запрет полетов следствием паники.
«Всё дело в том, что огромное облако пепла всё время перемещалось на большой скорости, — поясняет Арни Балдурсон. — Не было гарантии, что какой-то конкретный самолет не попадет в опасную ситуацию. Поэтому этот запрет был, скорее, перестраховкой со стороны европейских властей. В это время самолёты всё ещё продолжали летать в районе Исландии, только теперь они забирали намного севернее, и уже оттуда поворачивали в Европу».
В 2020 году никто не возражает против отмены пассажирских рейсов из-за пандемии коронавируса, впрочем, полностью авиасообщение над Европой и не прекратилось. По данным Евроконтроля на 12 апреля, трафик сократился на 92 % по сравнению с тем же периодом прошлого года. Европейский организатор воздушного движения прогнозирует общие потери за год в районе 35 %. Основной фокус авиакомпаний сейчас на международных грузовых перевозках и внутренних пассажирских рейсах.
По словам Арни Балдурсона, 10 лет назад ситуация с вулканом разрешилась через две недели, после чего воздушный трафик над океаном увеличился в разы. «В начале мая был поставлен рекорд, который до сих пор не побит, — рассказывает Арни Балдурсон. — Через исландский сектор пролетело более 1000 самолетов за сутки. Нам пришлось срочно созывать всех авиадиспетчеров в каждый сектор, чтобы обеспечить интервалы между самолетами».
Тогда закрытие европейского неба привело к изменению процедуры на случай извержения вулкана. Теперь авиационные власти только информируют авиаперевозчиков о возможной опасности, а те уже должны принимать окончательное решение о выполнении полетов, рассказывает Арни Балдурсон.
Гораздо более масштабные изменения ждут авиаотрасль после кризиса 2020 года. Они будут касаться как отдельных авиакомпаний, многие из которых уже начали сокращать флот и сотрудников, а некоторые объявили о банкротстве, так и глобальных правил перевозок. Например, авиакомпании продвигают новый сервис, когда вместо возврата денег на билет будут предлагать пассажирам ваучеры на равноценную или большую сумму, с возможностью оплатить будущий перелет.
«Я никогда раньше не видел такого масштабного кризиса в авиаперевозках, как из-за COVID-19. Сейчас ситуация намного хуже и драматичнее, чем 10 лет назад. Скорее всего, отрасли понадобится много месяцев, чтобы восстановиться до уровня конца 2019 года. Но мы, конечно, всё преодолеем», — уверен Арни Балдурсон.
Андрей Меньшенин, «Фонтанка.ру»