Почему нефть падает, а бензин не дешевеет — вопрос риторический. Но «Фонтанка» попыталась разобраться, что же на самом деле надо сделать, чтобы его стоимость упала не на пять копеек.
На этой неделе котировки бензина на петербургской международной товарно-сырьевой бирже (СПбМТСБ) упали до исторического минимума. Почти два месяца ушло на то, чтобы российские нефтяники приняли и смирились с очевидным фактом — чтобы продать их бензин, надо делать серьезные скидки.
Падение цен на нефть на мировых рынках обрушило котировки почти втрое уже к середине марта. Марка Brent падала примерно до 25 долларов за баррель уже 18 марта, тогда как в январе ее продавали за 70.
С российскими сортами дела обстоят еще хуже: Urals торговался в Лондоне в первых числах апреля по 16 долл./барр., хотя в январе цена превышала 61 долл./барр. Авторитетное отраслевое агентство Argus сообщало, что реальные сделки на российскую нефть с отгрузкой из Приморска проходили по цене около 10 долларов, а наши партнеры в Белоруссии заявляли, что сумели получить контракт по цене в 4 доллара с учетом всех скидок.
Однако до сих пор это положение дел, кажется, совершенно не касалось розничных цен на российских АЗС. Судя по ценникам на стелах автозаправок, на дворе все еще январь, сделка по ОПЕК+ в силе, никакого коронавируса нет, и все бури и катаклизмы на нефтяном рынке обошли нас стороной.
«Фонтанка» обсудила с отраслевыми экспертами условия, при которых цены на бензин в России реально упадут. Они рассказали, в каком случае бензин мог бы подешеветь как минимум на 15 рублей. Но для этого государству надо будет принимать очень неприятные для себя решения.
Росстат уже отчитался о снижении розничных цен на бензин, однако эти колебания измеряются единицами копеек, и их надо рассматривать, скорее, как статистическую погрешность. Никакого отношения к реальному положению дел на рынке они не имеют.
А ситуация в отрасли поистине драматическая. И бесконечно игнорировать факт дешевой нефти невозможно. Уже к началу апреля выяснилось, что за рубежом наше народное богатство пользуется крайне низким спросом на фоне общемирового снижения потребления.
Показатель «нетбэк» (стоимость реальных поставок на экспорт с учетом транспортных расходов) упал ниже внутренних еще в конце февраля. Сейчас он находится на уровне 23–24 тыс. рублей за тонну бензина АИ-95 (то есть около 18 рублей за литр), а «нетбэк» по АИ-92 падал в конце марта и до 19,4 тыс. рублей за тонну (14,6 руб./литр). Продавать за границу топливо сейчас очевидно менее выгодно, чем продавать внутри России.
Но внутренний рынок переварить прежние объемы не способен — у нас ведь тоже все падает. В итоге случилось затаривание рынка: из-за самоизоляции граждан машин по дорогам ездит мало, и они гораздо реже заправляются. Обычные объемы топлива, которое АЗС раньше заказывали на неделю, не выбираются, и новые, соответственно, не заказываются.
«На разных АЗС падение объемов продаж составило от 40 до 70%. В одной из крупнейших сетей города, которая в прошлом году сменила владельца, вчера сказали, что общий объем прокачки у них упал вдвое, — рассказывает Олег Ашихмин, глава Нефтяного клуба СПб. — При этом общий уровень затрат никуда не делся: зарплаты, налоги, коммунальные платежи».
О таком же примерно падении по всей стране в четверг заявил и замминистра энергетики РФ Павел Сорокин: «По итогам мониторинга марта и первых двух недель апреля, после введения мер самоизоляции значительно снизилась мобильность населения, и произошло падение потребления бензина в среднем на чуть более 40%. По дизелю падение меньше — около 30–35%».
Запасы на нефтебазах — соответственно — тоже не расходуются. Но НПЗ продолжают переваривать нефть в бензин, ведь она идет по трубам из скважин, а их просто так не заткнуть. И куда-то выработанное топливо девать надо.
По словам собеседников «Фонтанки», следящих за котировками, в четверг, 16 апреля, цены на бензин на бирже наконец-то резко пошли вниз: одна из крупнейших в стране нефтяных компаний якобы начала откровенно понижать цену — на 1500–3000 рублей сразу. Однако покупать нефтепродукты даже по такой цене просто некому: нефтебазы переполнены, ведь АЗС не заказывают новые объемы. Доходит до того, что в числе возможных мер поддержки нефтяники подумывают попросить мораторий на штрафы РЖД за простой вагонов. То есть нефтепродукты хранятся уже не на нефтебазах, а в вагонах.
В итоге в четверг, 16 апреля, СПбМТСБ закрылась на исторически низком уровне котировок на бензин: биржевой индекс цен на Аи-92 в европейской части России составил 36 486 рублей за тонну. С утра пятницы цена упала еще ниже: до 35,9 тыс. рублей за тонну. В пересчете на литры речь идет о 26,75 рубля за литр. Аи-95 торговался по 37 287 рублей за тонну, то есть по 28,15 рубля за литр.
В этой цене уже есть и акциз, и все остальные налоги и расходы, которые несут нефтедобывающие компании, магистральные трубопроводы и нефтеперерабатывающие заводы. Из конечной цены, которую должен видеть на стеле АЗС водитель, не хватает примерно 6 рублей с литра расходов розничной сети, объясняет «Фонтанке» Олег Ашихмин.
Традиционно объяснение, почему при падении цен на нефть стоимость бензина в России не падает, сводилось к мерам госрегулирования. Около 70% в цене бензина — это налоги и сборы https://fontanka.ru/2020/03/11/69025966/. К примеру, акциз — это около 22%, налог на добычу полезных ископаемых — еще около 30%, налог на добавленную стоимость — 20%.
Во-вторых, с 2018 года в стране действует так называемый «демпфер». Согласно этому принципу, если нефть на мировых рынках дорожает настолько, что нефтяникам становится очень невыгодно продавать ее на внутреннем рынке, государство компенсирует им разницу, чтобы они все же поставляли какие-то объемы российским покупателям. В нынешних же условиях экстремально низких цен вышло так, что, наоборот, нефтяники вынуждены сами платить государству. Отраслевые эксперты оценивали, что по итогам марта им всем надо будет заплатить в казну около 35 млрд рублей, хотя, например, в декабре 2019 года они получили из бюджета 36,1 млрд рублей. Эти выплаты в какой-то мере сдерживали до сих пор внутренние оптовые цены, так как «демпфер» также закладывался в стоимость топлива.
Однако сейчас мы видим, что прежние аргументы о необходимости высоких цен на бензин уже не работают. Оптовые цены снижаются, несмотря на высокие налоги и сборы. И выходит, что экстремально низкая цена в опте и совершенно обычные цены на АЗС дают необычно высокую дельту, которая оборачивается прибылью для сетей. По состоянию на 17 апреля эту разницу можно оценить примерно в 16–17 рублей за литр. А ведь еще недавно заправщики говорили, что их нормальная маржа — это 5–6 рублей. А выживать им удавалось и тогда, когда на некоторое время эта дельта составляла всего 2–3 рубля.
«Да, сейчас маржа у сетей значительно выше, чем была еще недавно. Но эти дополнительные доходы полностью съедаются падением продаж. То есть в реальности больше денег у АЗС не появляется», — говорит Олег Ашихмин. Кроме того, он обращает внимание на тот факт, что сейчас на АЗС продается бензин, который был закуплен не только что на бирже, а раньше, то есть две или даже три-четыре недели назад.
По данным Нефтяного клуба СПб, средняя цена на бензин АИ-92 с период с 15 марта по 15 апреля составляла 43 700 тыс. рублей за тонну (то есть 33 рубля за литр), а АИ-95 — 44 680 руб./т (33,74 руб./литр). То есть на 5,5–6,5 рублей дороже, чем сейчас продается на бирже. Разумеется, продавать бензин, купленный по высоким ценам, дешевле никто себе в убыток не будет.
Кроме того, по словам эксперта, сети АЗС не могут себе позволить снижать цены потому, что у них при резком снижении выручки объем расходов остается на прежнем уровне. «Коммунальные платежи, включая электричество, прибавляют к розничной цене около 3 рублей за литр», — говорит Олег Ашихмин. Если государство пойдет на компенсацию этих расходов, цена действительно могла бы снизиться примерно на столько, рассуждает глава Нефтяного клуба СПб.
Второй пункт расходов — транспорт. Доставка бензина от самой большой в городе нефтебазы «Ручьи» до пистолета в колонке обходится еще примерно в 2 рубля с литра. И если руководству страны надо будет добиться реального снижения цен на бензин, нужно будет субсидировать и эти расходы.
Еще около 1 рубля в цене литра — это прочие расходы, включая рекламу и зарплаты сотрудников заправочных станций. Теоретически их можно сократить, например резко уменьшив число работающих заправок. Такие разговоры ведутся в кулуарах, однако даже уполовинить количество действующих в городе станций, чтобы сосредоточить на оставшихся нормальные объемы продаж топлива, — это мера крайне рискованная и в глазах нефтетрейдеров может грозить неприятными социальными последствиями.
Но самая большая скидка получится, если бы государство пошло на экстренны меры, отменив или хотя бы сократив акциз на бензин. Сейчас его размер составляет 12 752 за тонну. То есть почти 10 рублей за литр.
«Акциз — это то, что влияет на цену напрямую. Если его убрать хотя бы в качестве экстренной меры, на зафиксированный срок, скажем, на три месяца, — это незамедлительно скажется на цене на АЗС», — говорит Олег Ашихмин.
Решение об акцизах — это прерогатива федерального правительства. «Фонтанка» отправила вопросы в Минэнерго и в Минфин о том, насколько эти два (защищающие зачастую диаметрально противоположные интересы) ведомства видят необходимость в поддержке отрасли топливной розницы и насколько далеко они готовы пойти в такой поддержке. К моменту публикации статьи ответы не пришли — оно и понятно, вопрос серьезный.
Однако представитель одного из этих ведомств в разговоре с корреспондентом «Фонтанки» «офф-рекордз» обратил внимание на то, что в ряде регионов страны сети АЗС уже дают весьма заметные скидки на бензин. К примеру, по его словам, в Якутии, где топливо традиционно заметно дороже, чем в европейской части страны, речь уже идет о снижении цены на 5 рублей за литр.
Это не официальное снижение, а именно скидки, которыми конкурирующие сети пытаются сейчас заманить стремительно сокращающихся клиентов, подчеркивает федеральный чиновник. Журналисту пришлось расценивать это как завуалированный ответ на вопрос, нужно ли сейчас поддерживать сети АЗС, а с ними и автомобилистов, за счет всех остальных налогоплательщиков, сокращая доходы бюджета. И смогут ли, по мнению чиновников, автозаправщики снизить цены на топливо без финансовых влияний государства. Другого ответа у нас пока нет.
Вместе с тем отраслевые эксперты обращают внимание и на психологический аспект возможного снижения цен на бензин. Ведь если сейчас государство пойдет навстречу автомобилистам и снизит одним махом цены на бензин на 15 рублей (до 27–30 рублей за литр), через несколько месяцев, когда котировки на бирже восстановятся, так же резко поднять цены на АЗС будет нельзя. Ведь это гарантированно приведет к социальной напряженности. И рисковать такими вещами сейчас вряд ли кто-то будет.
Денис Лебедев, «Фонтанка.ру»