Чиновники Смольного отправились по кафе и ресторанам, чтобы разделять и властвовать. Пострадавшие не понимают, почему соседям можно, а им надо заплатить 200 тысяч штрафа.
Правительство Петербурга запретило до 30 апреля работу кафе, ресторанов, закусочных и столовых иначе, чем на доставку и навынос. Однако уже на этой неделе комитет по контролю за имуществом Петербурга начал «кошмарить» тех, которые, как им кажется, работают, соблюдая все предписания. «Фонтанка» выяснила, что они делают не так.
21 апреля чиновники комитета по контролю за имуществом составили 15 протоколов на нарушителей. В их числе — точки общественного питания на 6-й, 7-й и 9-й линиях Васильевского острова, на Кондратьевском, Чкаловском и проспекте Науки, у станции метро «Лесная» и на Яхтенной улице. Днем ранее наведались в шаверму на Торжковской и в кафе в Манежном переулке.
Согласно свежим поправкам в постановление № 121 от 13.03.2020, за нарушение запретов предусмотрено наложение административного штрафа: на должностных лиц в размере от 30 до 40 тыс. рублей, на юридических лиц — от 200 до 300 тыс. рублей, на граждан — 4 тыс. рублей.
Далеко не во всех случаях речь идет именно о вопиющем нарушении новых правил торговли. Часто предприниматели соблюдают формальную сторону вопроса, правда, трактуют запреты не так, как чиновники.
Как рассказали «Фонтанке» представители кафе в Манежном переулке, камнем преткновения и поводом для получения штрафа стал пункт постановления № 121 о том, что работать навынос можно, а посещать ресторан нельзя.
«Комитет считает, что вообще нельзя входить внутрь помещения. Факт захода является «посещением», и выписывается штраф в 200 тыс. рублей. Здравый смысл же подсказывает, что посещение кафе связано с приёмом продукции внутри. Но возможность зайти внутрь, только по одному, и только взять что-то с собой, — вполне соответствует постановлению, и точно менее опасно, чем посещение магазина, метро», — убежден представитель кафе.
Чиновники комитета парируют: в постановлении прямо сказано, что навынос можно работать только «без посещений предприятий общественного питания». В имеющейся в распоряжении «Фонтанки» копии протокола об административном правонарушении проверяющие подтверждают, что проштрафившееся кафе работает навынос. А нарушение заключается именно в «посещении», то есть в проходе посетителей от входа к прилавку. Да и, положа руку на сердце, даже свое обещание пускать их в свое заведение строго по одному предприниматели выполняют не очень буквально. В представленном комитетом в распоряжение редакции видео, зафиксировавшем нарушение, четко видно, что покупателей у прилавка больше одного.
«То есть посещения точки общественного питания не должно быть в принципе (как в постановлении). У нас первоочередная задача — не наказать, а не допустить скопления людей, что может повлечь распространение инфекции. Мы, если видим нарушение, прежде всего предупреждаем о последствиях, памятки выдаём, просим устранить нарушения. Но если и после предупреждений ситуация не меняется — составляем протоколы», — рассказали о тактике в комитете.
Всем, кто не может работать в таком формате, нужно переходить в формат магазина, как, например, объявила сеть «Буше». В обычных условиях посетители этой и почти всех других сетей булочных, кондитерских и пр. имеют возможность прямо на месте употребить внутрь только что купленные булочки и кофе. Для этого в торговых залах есть столики и стулья. Теперь же эти зоны в булочных и магазинах перетянуты красными лентами, и покупателям от прилавков необходимо сразу идти на выход. Тем не менее заходить в такие «магазины» клиентам можно, в отличие от традиционных кафе, которым, по версии чиновников комитета по контролю за имуществом, надо ставить прямо у входа непреодолимую преграду и обслуживать посетителей только через двери. В этом случае, подтверждают представители комитета, претензий не будет.
Но все не так просто. Как пишут на профильных форумах рестораторы, для этого нужно не только иметь нужные коды ОКВЭД (52.11) в списке разрешенной деятельности, но и в порядке постановления правительства «Об уведомительном порядке начала осуществления отдельных видов предпринимательской деятельности» до начала работы направить уведомление и пакет документов в подразделение Роспотребнадзора. И получить заключение Госсанэпидслужбы на соответствие деятельности санитарным нормам. Кроме того, на торговлю конкретными видами продукции требуются еще сертификаты и декларации соответствия от поставщика продукции.
Также, как обсуждают на форумах, для продажи блюд и напитков навынос из окошка или киосков в списке разрешенной деятельности организации неплохо бы иметь и коды ОКВЭД: 56.10.2 — деятельность по приготовлению и продаже пищи, готовой к непосредственному употреблению на месте, с транспортных средств или передвижных лавок. 56.10.21 — деятельность предприятий общественного питания с обслуживанием навынос. 56.10.22 — деятельность передвижных продовольственных лавок по приготовлению и/или продаже пищи, готовой к употреблению. 56.10.23 — деятельность вагончиков, палаток по приготовлению и продаже мороженого. И 56.10.24 — деятельность рыночных киосков и торговых палаток по приготовлению пищи.
Однако об этих условиях ничего в постановлении не сказано.
Чиновники подтверждают наличие проблемы: «При проведении мероприятий мы сверяемся с выпиской из ЕГРЮЛ, и в случае выявления не соответствия указанным там ОКВЭД видам деятельности фактически осуществляемой деятельности, мы фиксируем это как нарушение. Но окончательное процессуальное решение принимает орган, рассматривающий дело об административном правонарушении», — рассказали «Фонтанке» в комитете по контролю за имуществом.
Ведомство приводит примеры вопиющих нарушений: огромный магазин игрушек выкладывает на витрину соску, кафе может выставить на кассу санитайзер, а магазин спорттоваров — туалетную бумагу. «По такой логике у нас продолжат работать абсолютно все магазины, точки общепита и меры по предотвращению распространению инфекции будут недейственны. Никто не мешает людям приобретать те же соску, санитайзер или туалетную бумагу, например, в аптеке, — объясняют чиновники. — Поймите, никто не заинтересован штрафовать и наказывать, у нас главная задача — заставить людей меньше контактировать, подвергая опасности и себя, и окружающих, минимизировать риски распространения инфекции и прекратить рост числа заражений. Чем добросовестней сейчас предприниматели отнесутся к введённым ограничениям, не пытаясь пойти на уловки, тем скорее они же возобновят свою работу».
Денис Лебедев, Илья Казаков, «Фонтанка.ру»