Учителя физкультуры попытались адаптироваться к дистанционному обучению, вложив в занятия весь свой креатив. «Фонтанка» публикует самые смешные, нестандартные и мотивирующие подходы.
Физрукам на дистанционном обучении пришлось труднее всех коллег. К ним ученики попадают уже изможденные онлайн-уроками других учителей. Рука не поднимается задавать им очередной реферат — а что делать? Выход из теоретической осады есть, уверены физкультурники и тренеры, с которыми пообщалась «Фонтанка». Они придумали, как заинтересовать и мотивировать учеников, и теперь получают благодарные отзывы от ребят и их родителей.
Первый день дистанционного обучения, которое стартовало в начале апреля, как писала «Фонтанка», провалился с треском. Досталось тогда и физрукам. Получив задания, где самостоятельно предлагалось освоить баскетбол, выполнить упражнения по метанию мяча и устроить эстафету, родители покрутили пальцем у виска. «Самая ржака — уроки физкультуры. У нас же ещё бассейн, по нему тоже задания. Например, плавание брассом. При этом в отчёте просят выслать какое-то сочинение», — писала на родительском форуме пользовательница kasablanka@82.
Самым распространенным заданием по физкультуре стал реферат. Обычно писать такие давали ученикам, освобожденным от активности, чтобы хоть как-то их аттестовать. «У нас вчера был просто праздник какой-то: учитель физкультуры написала, что работ для выставления итоговой оценки достаточно, и теперь можно делать вместо рефератов зарядку», — поделилась радостью LediM.
Другим ученикам задали вести спортивный дневник, отмечать в нем сделанные упражнения и свое самочувствие. Кому-то предложили презентацию про любимый вид спорта, составить комплекс упражнений, выполнить его и прислать видео учителю.
«Я уже в субботу составила такой комплекс. Даже назвала его — «Для тех, кто вынужден сидеть у компьютера на дистанционке». Там упражнения для спины, шеи, растяжки. Списала с листочка, который мне врач дал. Физрук впечатлился, задумался. Следующее выдал задание — «Гимнастика для глаз». Как хорошо, что этого добра у меня достаточно», — писала в соцсетях другая петербурженка.
Учитель физкультуры и тренер Александр Кругликов рассказывает, что честно ознакомился со всеми материалами по предмету на рекомендованных властями для дистанционного обучения ресурсах, и понял, что информация в некоторых из них ошибочна. В частности, в разделах о баскетболе, в котором тренер прекрасно разбирается сам.
Старшеклассникам, с которыми работает Александр, тоже пришлось составлять и выполнять тот самый комплекс упражнений, который поставил в ступор некоторых родителей. Физрук объяснил пользу такого задания так — даже у него, человека в хорошей физической форме, за время, проведенное на дистанционке, стала разваливаться спина, что уж говорить о детях. Поэтому и следующее задание — сделать «упражнения для глаз» — он считает полезным.
По оценке Александра, в активность, судя по обратной связи, вовлечены примерно 25 % его учеников. Есть и такие, кто вообще не выходит на связь. Заставить их заниматься невозможно. По его мнению, эффективность дистанционных занятий низкая. На удаленке дети лишаются и контакта с учителем, и элемента соперничества с одноклассниками — кто выше, быстрее, сильнее, потому такая онлайн-физкультура ему вовсе не нравится.
Физруки лишились возможности контролировать выполнение упражнений и стали скорее придумывать, чем им занять детей, да так, чтобы не перегрузить их. Ведь школьники и так получают много заданий по другим предметам. Кто-то воспользовался рекомендованными для дистанционного обучения порталами, хотя некоторые из них игнорируют физкультуру. Другие — стали импровизировать.
Например, чтобы получить пятерку, в одной из школ Петроградского района необязательно прыгать в высоту — можно нарисовать это. Или же придумать и расписать упражнение для коленно-локтевых суставов. Образец с оценкой «отлично» прислал «Фонтанке» читатель: «Ноги на ширине плеч. Руки согнуть в локтевом суставе и направить параллельно полу. Выполнять круговые движения согнутыми руками».
Другие ребята на пятерку рисуют олимпийский флаг, решают кроссворды и участвуют в викторинах. Но на этом физруки не остановились, стали активно осваивать ZOOM и другие платформы.
«У наших в 610 нормальная физкультура через «Зум». Ставит ноутбук на пол, чтобы было видно. И качает пресс, приседает, отжимается и прочее. Ну то есть все, что можно сделать в квартире. Учителя следят, чтобы не халтурили», — сообщила пользовательница InnaGrik.
Физруки особенно полюбили формат видеотренировок: они записывают упражнения на видео, отправляют ученикам, а те повторяют, часто даже вместе с родителями. Результат записывают на видео и присылают учителям, а те комментируют, где неправильно, а где — хорошо.
Александр Кругликов делится своими видеозаписями с упражнениями на странице «ВКонтакте». В ролике, посвященном развитию скорости, физрук предлагает быстро подняться и спуститься по лестнице — демонстрация навыков происходит в его парадной. Признается, что обратная связь очень мотивирует: «Есть родители, которые пишут: «Спасибо, мы всей семьей проделали этот комплекс, очень вам благодарны».
«Мы сразу поняли, что нагружать детей не будем», — говорит учитель физкультуры Александр Круглов. Он каждую неделю записывал зарядку для первоклашек под веселые песни.
В школе № 584 «Озерки», где учатся в том числе дети с ДЦП, с наступлением самоизоляции спортивная жизнь тоже не замерла. Учителя снимают небольшие ролики с разминками, кроссвордами, квестами и мультфильмами и отправляют их родителям, рассказала преподаватель Татьяна Соловская.
Учительница Виктория Бусыгина еженедельно раздает ученикам пятерки в прямом эфире, который проводит в своих соцсетях. Ребята получают по баллу за каждый правильный ответ в спортивной онлайн-викторине. «Наши эфиры посещают более 100 человек, учитывая, что в средней школе обучаются около 300 человек и не у многих есть доступ в Интернет», — рассказывает учитель.
Учитель физкультуры из Сланцев Павел Васильев своим подходом к дистанционному обучению захватил внимание учеников и сорвал аплодисменты их родителей. Он на онлайн-занятии научил детей складывать самолетики. Бумажный авиапарк получился разномастным, в нем приземлилась даже техника, посвященная 75-летию Победы.
«Мой подход был связан с моей врожденной ленью и нежеланием заниматься никому не нужным делом. Я просто решил делиться с детьми тем, что люблю. И если им это понравилось, и они хоть как-то отреагировали, неважно как, будь то лайк, сообщение, вопрос, ответ (пусть даже неправильный), фото, видео и тому подобное, то я с удовольствием это оцениваю», — говорит Павел.
Задания он выкладывает в группу «ВКонтакте». Там он учит тренировать метание мяча с помощью утепленного носка, играть в морской бой, загадывает спортивные загадки по мотивам известных интеллектуальных телепередач. На вопрос для знатоков корреспондент «Фонтанки» ответить не смог. А вы сможете?
Павел признается, что не понимает учителей, которые заваливают детей заданиями и ставят тройки. Преподаватель считает, что «рефераты — это антагонисты физической культуры», от них можно и нужно уходить. Свою задачу он видит в том, чтобы заинтересовать ребенка активностью, чтобы он занимался не ради оценки, а получал удовольствие.
Самоизоляция спутала карты не только физрукам, но и изменила привычный режим работы тренеров, некоторые из которых также работают в школах. Сотрудникам спортивных секций и школ тоже экстренно пришлось приспосабливаться к онлайн-формату, и с задачей, по их оценкам, они справились неплохо.
«Самоизоляция была в виде такого пинка для активного введения онлайн-тренировок, потому что давно на эту тему думал. Мы работаем со школьниками, у них не всегда есть возможность посещать тренировки вживую — потому что в школе задержали или уроков много задали. Была мысль, почему бы не снимать обучающие видео, чтобы дети смотрели и занимались дома, держали себя в форме. Это то, что касается межсезонья, не отменяя тренировок на воде», — рассказывает тренер спортивной секции водно-моторного спорта Владимир Горячёв. С непониманием родителей, по признанию тренера, он не сталкивался, в отличие от его коллег, работающих в школах.
Общение с учениками проходит в группе «ВКонтакте». Там появляются обучающие ролики и прямые эфиры. На удаленке Владимир даже задумался о более профессиональном подходе к видео и для удобства купил штатив. Он старается мотивировать своим примером не только учеников, но и коллег.
Тренер крупной футбольной школы для детей дошкольного возраста Артём Салпагаров рассказывает, что сначала вместе с коллегами противился выходу в онлайн, но пришлось выкручиваться. В первую очередь записали только видео с домашними заданиями сразу на месяц. Подготовка, съемка и монтаж заняли полтора дня.
Позже, когда тренеры поняли, что самоизоляция — это надолго, придумали проводить зарядки в Instagram и освоили ZOOM. Если в обычное время в группах гоняли мяч 10–12 ребят, то на удаленке группы поделили по 5–6 человек. Тренеры наловчились работать по двое — один показывает упражнение, другой — следит за ошибками. Артём говорит, что труднее всего удержать внимание малышей — они не понимают, почему нужно перекатывать мячик по комнате и почему нельзя поиграть в зале или на улице. В таких случаях просят помогать родителей — поправить положение ног и вообще проследить за процессом.
По словам Артёма, несмотря на то, что цену занятий уменьшили в 3 раза, во всех активностях сейчас участвуют около 35 % учеников. Родители остальных либо по разным причинам отказались от услуг, либо решили подключиться только к одному из видов занятий — домашним видеозаданиям или онлайн-зарядке. «Большинство даже спрашивает: «Можно ли вам ребенка на два, на три часа оставить. Мы готовы доплачивать, только заберите детей», — говорит Артём.
Евгения Горбунова, «Фонтанка.ру»